Железнодорожные
транспортеры предназначены для перевозки грузов, которые по своим
габаритным размерам и массе невозможно перевозить обычными
универсальными вагонами. Такими грузами являются мощные трансформаторы,
крупногабаритные узлы гидравлических турбин, статоры и роторы
генераторов большой мощности, станины блюмингов и слябингов и крупных
станков, маховики, котлы большой длины и т.п. На железных дорогах
России, других стран СНГ и Балтии эксплуатируются транспортеры
платформенного, площадочного, колодце-образного, сочлененного и
сцепного типов грузоподъемностью от 55 т (четырехосный) до 500 т
(тридцатидвухосный) с числом колесных пар: 4, 6, 8, 10, 12, 16, 20, 28,
32.
Основные технические характеристики транспортеров приведены в табл. 4.9.
Для
перевозки горячих окатышей и агломерата с температурой до 700 °С с
места их производства к приемным бункерам доменных печей применяется
открытый хоппер модели 20-471 грузоподъемностью 65 т (рис. 4.13).
Вагон-хоппер имеет массу тары 23 т, объем кузова 42 м3.
Длина по концевым балкам рамы 10,78 м, габарит 1-ВМ. Кузов хоппера
имеет раму, две боковые и две торцевые стенки с углом наклона последних
41° к горизонтальной плоскости, два бункера с разгрузочными люками
размерами 3500 х 400 х 560 мм и хребтовую балку из двух двутавров № 45.
Обшивка стенок кузова сделана из набора съемных панелей гнутого профиля
для обеспечения их подвижности при температурных деформациях и
предупреждения коробления несущих элементов кузова. Крышки
разгрузочного механизма приводятся в действие от пневматического
цилиндра с дистанционным управлением.
Основные технические характеристики специализированных крытых вагонов приведены в табл. 4.5. Крытый двухъярусный вагон модели 11-835 для перевозки легковых
автомобилей (рис. 4.7) сконструирован с целью обеспечения повышенной
защиты и сохранности товарного вида перевозимых автомобилей.
К специализированным грузовым вагонам относятся крытые вагоны для
перевозки скота, легковых автомобилей, холоднокатаной стали и муки;
крытые вагоны-хопперы для перевозки цемента, зерна, минеральных
удобрений; открытые вагоны-хопперы для перевозки агломерата, горячих
окатышей и охлажденного кокса; четырехосные полувагоны с глухим кузовом
для перевозки сыпучих грузов и технологической щепы, а также
короткомерной древесины (длиной до 2 м); восьмиосные полувагоны с
глухим кузовом для перевозки сыпучих грузов и крупнокусковой медной
руды; платформы для перевозки контейнеров, легковых автомобилей, леса в
хлыстах, рельсов длиной 25 м и троллейбусов; цистерны для перевозки
высоковязких грузов, молока, спирта, винопродуктов, кислот, сжиженных
газов под высоким давлением, цемента, кальцинированной соды, глинозема,
поливинилхлорида, жидкого пека, капролактама. Кроме того, к
специализированным грузовым вагонам относятся транспортеры и вагоны
промышленного транспорта.
Платформы
предназначены для перевозки длинномерных грузов, металлоконструкций,
контейнеров, колесной и гусеничной техники, пакетированных грузов и
некоторых сыпучих грузов, не требующих защиты от атмосферных осадков. К
универсальным платформам относятся четырехосные платформы с боковыми
бортами, шарнирно связанными с рамой и могущими откидываться вниз до
вертикального положения при перевозке грузов, ширина которых больше
ширины платформы, а также с торцевыми бортами, которые в открытом
положении ложатся горизонтально на кронштейны концевых (лобовых) балок
рамы платформы. Высота торцевых бортов (400 мм) выбрана из такого
расчета, чтобы при откинутых в горизонтальное положение бортов у двух
сцепленных платформ и сжатых поглощающих аппаратах автосцепок
обеспечивалось расстояние, достаточное для размещения человека между
платформами. В горизонтальном положении торцевые борта сцепленных
платформ образуют мостик для проезда самоходом при погрузке на
платформы колесной и гусеничной техники. Борта кроме усилий от распора
сыпучих грузов в восприятии действующих на платформу эксплуатационных
нагрузок участия не принимают, поэтому платформа имеет мощную раму,
способную нести на себе все виды эксплуатационных нагрузок. Основные
технические характеристики платформ приведены в табл. 4.4.
Цистерны предназначены
для перевозки жидких, газообразных, затвердевающих и порошкообразных
грузов. Они различаются по роду перевозимых грузов, конструкции рамы,
осности и калибровочному типу. Перевозимые грузы размещаются в котле,
представляющем собой специфическую форму кузова.
Универсальные цистерны подразделяются на цистерны для
перевозки светлых (бензин, керосин, лигроин и т.п.) и темных (нефть,
минеральные масла и т.п.) наливных грузов.
Все универсальные цистерны железных дорог России оборудованы
нижними сливными приборами, обеспечивающими надежную герметичность
затворов.
Массу жидкого груза, перевозимого в цистернах, определяют
замерно-калибровочным способом, при котором измеряют высоту наполнения
котла, учитывают плотность груза и затем по специальным калибровочным
таблицам, в которых приведена емкость котлов в зависимости от уровня
его налива, подсчитывают массу груза. Калибровочный тип цистерны
обозначен в виде металлических цифр, приваренных к котлу на обеих
сторонах его цилиндрической части.
В зависимости от устройства несущих элементов цистерны
разделяются на конструкции, в которых все основные нагрузки,
действующие на цистерну, воспринимаются рамой котла, и конструкции, в
которых эти нагрузки воспринимаются котлом (безрамные цистерны). Кроме
того, цистерны различаются по осности, грузоподъемности, объему котла,
устройству, материалу и способу изготовления котла.
Основные технические характеристики универсальных цистерн общего назначения приведены в табл. 4.3.
Полувагоны предназначены для перевозки каменного угля, руды,
лесоматериалов, проката металлов, а также других сыпучих и штучных
грузов, не требующих защиты от воздействия атмосферной среды.
Технические характеристики универсальных четырехосных и восьмиосных полувагонов приведены в табл. 4.2.
Крытые вагоны предназначены для перевозки штучных, тарно-штучных,
пакетированных и насыпных грузов, требующих укрытия и защиты от
воздействия атмосферных осадков и хищения. Кузов этих вагонов имеет
раму, боковые и торцевые стены, крышу и боковые двери и люки для
загрузки и выгрузки грузов. Отличительной особенностью универсальных
крытых вагонов является наличие боковых дверей, настенного внутреннего
несъемного оборудования и люков с вентиляционными решетками на боковых
стенах. Наибольший удельный вес в вагонном парке составляют вагоны
последних лет выпуска моделей 11 -066, 11-217, 11 -260, 11 -270 и др. У
вагона модели 11-217 каркас кузова без раскосов с металлической
гофрированной наружной обшивкой (из низколегированной стали марки
10ХНДП) толщиной 3 мм снизу и 2,5 мм сверху. Внутренняя обшивка кузова
выполнена из влагостойкой фанеры марки ФСФ толщиной 10 мм. Вагоны
модели 11-066 имеет раскосно-стоечную конструкцию кузова, а часть из
них — деревянную обшивку стен.
Вагоны промышленного транспорта предназначены для внутренних
перевозок, связанных с производственным процессом промышленных
предприятий (доставка металлургического сырья, полуфабрикатов, готовой
продукции, строительных материалов), а также непосредственно с
технологическим процессом в качестве транспортного средства для
выполнения внутризаводских или внутрицеховых транспортных операций.
Кроме того, такие вагоны используются для внешних перевозок до мест
примыкания дорог промышленного транспорта к магистральным железным
дорогам. Некоторые типы вагонов с определенными осевыми нагрузками
промышленного транспорта могут эксплуатироваться и на магистральных
дорогах МПС России, а на дорогах промышленного транспорта могут
эксплуатироваться в свою очередь обычные универсальные и
специализированные вагоны магистральных железных дорог.
Большинство вагонов промышленного транспорта имеет
специальную конструкцию, позволяющую эффективно выполнять
погрузо-разгрузочные, транспортные и технологические операции. Наиболее
широкое распространение на промышленном транспорте получили думпкары
(вагоны-самосвалы), позволяющие применять механизированные способы и
средства погрузки и выгрузки грузов. Основные технические
характеристики думпкаров приведены в табл. 4.10.
На отечественных железных дорогах в настоящее время эксплуатируются длинобазные платформы 13-470 для перевозки контейнеров, выпуска 1976 г. (в настоящее время снята с производства) и платформы 13-9004, выпуска 1987 г. Эти платформы имеют длину по концевым балкам рамы 18400 мм, что не позволяет осуществить погрузку двух контейнеров типоразмера 1АА. В результате на платформе длиной 18 м перевозится контейнер длиной 12 м. Это увеличивает длину поезда, объем маневровой работы и снижает погонную нагрузку
Оборудование платформы под перевозку большегрузных контейнеров
заключается в установке на платформу шестнадцати опрокидывающихся
упоров для контейнеров, обеспечивающих перевозку на дооборудованной
платформе одного контейнера 1А, 1АА, 1В,1ВВ, двух контейнеров 1С, 1СС
или четырех контейнеров 1D, 1DX ГОСТ 18477-79. Наличие деревянного пола
или деревометаллического пола обязательно.
В проекте предусмотрено три варианта исполнения.
Переоборудование платформы под перевозку большегрузных контейнеров
типоразмера 1А или 1АА заключается в установке на платформу четырех
стационарных упоров для контейнеров, обеспечивающих перевозку на
дооборудованной платформе одного контейнера.
ПЕРЕОБОРУДОВАНИЕ ПЛАТФОРМ МОДЕЛИ 13-4012 ПОД ПЕРЕВОЗКУ
КРУПНОТОННАЖНЫХ КОНТЕЙНЕРОВ, С ПОГРУЗКОЙ И ВЫГРУЗКОЙ КОНТЕЙНЕРОВ НА
ПЛАТФОРМЕ ПО ПРОЕКТУ НВЦ «Вагоны» 4012М2.00.00.000