Крытые вагоны предназначены для перевозки штучных, тарно-штучных,
пакетированных и насыпных грузов, требующих укрытия и защиты от
воздействия атмосферных осадков и хищения. Кузов этих вагонов имеет
раму, боковые и торцевые стены, крышу и боковые двери и люки для
загрузки и выгрузки грузов. Отличительной особенностью универсальных
крытых вагонов является наличие боковых дверей, настенного внутреннего
несъемного оборудования и люков с вентиляционными решетками на боковых
стенах. Наибольший удельный вес в вагонном парке составляют вагоны
последних лет выпуска моделей 11 -066, 11-217, 11 -260, 11 -270 и др. У
вагона модели 11-217 каркас кузова без раскосов с металлической
гофрированной наружной обшивкой (из низколегированной стали марки
10ХНДП) толщиной 3 мм снизу и 2,5 мм сверху. Внутренняя обшивка кузова
выполнена из влагостойкой фанеры марки ФСФ толщиной 10 мм. Вагоны
модели 11-066 имеет раскосно-стоечную конструкцию кузова, а часть из
них — деревянную обшивку стен.
Техническая характеристика некоторых моделей универсальных крытых вагонов приведена в табл. 4.1.
Универсальный крытый вагон модели 11-217 постройки
Алтайского вагоностроительного завода предназначен для эксплуатации по
железным дорогам СНГ с шириной колеи 1520 мм, а также по
реконструированным линиям железных дорог Западной Европы с шириной
колеи 1435 мм после соответствующей замены ходовых частей. Увеличенный
до 3825 мм дверной проем обеспечивает более быстрый процесс погрузки и
выгрузки с применением автопогрузчиков с осевыми нагрузками до 43 кН,
для чего повышена прочность деревянного пола (покрыт металлическими
листами толщиной 4 мм в зоне дверного проема).
Все несущие элементы рамы, стен и крыши изготовлены из
низколегированной стали марки 09Г2Д. Крыша вагона с двумя печными
разделками крепится к боковым и торцевым стенам кузова заклепками
диаметром 10 мм, что при ремонте упрощает ее демонтаж по сравнению с
креплением сваркой. Крыша изнутри подшита влагостойкой фанерой толщиной
4 мм в два слоя, которая плотно прилегает к листам кровли, образуя
потолок вагона. Фанера прикреплена к металлической обшивке крыши
уголками и скобами. Такое крепление подшивки крыши практически
исключает ее повреждение при погрузке и выгрузке вагона.
Крытый вагон модели 11-260 (рис. 4.1) отличается от вагона
модели 11-066 тем, что объем его кузова увеличен до 140 м³, внутренняя
обшивка выполнена полимерным покрытием по металлу, ширина дверного
проема увеличена до 3973 мм, дверной направляющий рельс перенесен
сверху вниз и размещен на пороге дверного проема, вместо омегообразных
гнутых профилей стоек стен выполнены П-образными и др.
Такие конструктивные изменения кузова позволили улучшить
степень использования грузоподъемности вагона и тем самым повысить
эффективность его эксплуатации, а также повысить надежность работы
кузова и обеспечить лучшую приспособленность вагона к
погрузочно-разгрузочным операциям. Рама, деревянный настил пола, стены,
крыша и внутреннее оборудование вагона имеют конструктивные решения,
аналогичные с вагонами предыдущих моделей, однако они получили
дальнейшее свое конструктивное решение.
Вследствие увеличения длины рамы вместо двух основных
промежуточных поперечных балок предусмотрены четыре. При этом профили
их остались без изменения, а П-образные профили вспомогательных
продольных балок для крепления деревянного пола заменены на двутавровые
№ 10. Лобовые балки рамы выполнены без углублений под розетку
автосцепки и имеют посадочные места на лобовом листе для постановки на
вагон буферных стаканов при необходимости соединения вагонов,
оборудованных автосцепкой, с вагонами западноевропейских железных
дорог, оснащенных винтовой стяжкой в поездах «Восток-Запад», которые в
настоящее время находят все большее применение для перевозки грузов из
России в Западную Европу и наоборот.
Боковые стены кузова цельнометаллические, сварные, без
внутренней деревянной подшивки. Металлическая обшивка состоит по высоте
из трех листов: нижнего толщиной 5 мм, среднего — 3 мм и верхнего — 2,5
мм. В отличие от вагона модели 11-217 на стенах кузова вагона модели
11-260 дверные амортизаторы установлены с обеих сторон дверного проема
с целью смягчения ударов обеих створок боковых дверей при открывании.
Вагон может загружаться через боковые двери, а также через люки
диаметром 400 мм в крыше и боковых стенах.
С 1960 по 1983 гг. Алтайский вагоностроительный завод
выпускал универсальные крытые вагоны модели 11-066, техническая
характеристика которых, кроме массы тары, такая же, как у вагона модели
11-217. Кузов вагона модели 11-066 менее совершенен по конструкции, чем
кузов вагонов моделей более поздних лет выпуска, так как боковые стены
кузова имеют обшивку из досок толщиной 35 мм внизу и 22 мм в верхней
его части, а дверной проем шириною всего лишь 2000 мм. Применение
деревянной обшивки стен приводит к относительно быстрому их повреждению
и снижению надежности кузова, а несъемная крыша снижает
ремонтопригодность такого вагона.
Менее широкий дверной проем затрудняет использование
автопогрузчиков при погрузке и выгрузке грузов и увеличивает простой
вагона под этими операциями. Вследствие этих недостатков вагоны модели
11-066 заменены на более надежные и экономичные вагоны моделей 11-217,
11-260, 11-270 и др.
Конструкция вагона модели 11-270 в принципе такая же, как и
вагона модели 11-217, отличающаяся от него некоторыми техническими
характеристиками.