Основные технические характеристики специализированных крытых вагонов приведены в табл. 4.5.
Крытый двухъярусный вагон модели 11-835 для перевозки
легковых автомобилей (рис. 4.7) сконструирован с целью обеспечения
повышенной защиты и сохранности товарного вида перевозимых автомобилей.
В цельнометаллическом кузове 1 нижний ярус б размещен на
раме вагона, а верхний 4 — имеет собственную раму несущей конструкции.
В боковых стенах 7 имеются световые проемы 5, закрытые металлической
сеткой. Торцевые стены 2 образованы двухстворчатыми дверями, в нижней
части которых размещены переездные площадки 3 для проезда погружаемых
автомобилей по всему составу, который состоит из однородных
двухъярусных вагонов.
Для второго яруса подобные площадки расположены с внутренней
стороны торцевых дверей. Нижние переездные площадки имеют стопорные
устройства с замками, без открытия которых нельзя открыть торцевую
дверь. Крыша 2 надежно защищает автомобили от хищения и предохраняет их
от атмосферного воздействия.
Для обеспечения необходимой устойчивости вагона от
поперечного опрокидывания под воздействием центробежной силы в кривых
участках пути и давления воздуха при повышенном центре массы груженого
вагона и увеличенной боковой поверхности кузова, в хребтовой балке
вблизи шкворневых балок в средней части ее размещены балластные грузы
общей массой 2,7 т. Для закрепления автомобилей от продольного и
поперечного смещений по рамам ярусов вагона имеются съемные колесные
упоры, которые размещаются в щелевых пазах в металлических
гофрированных листах, приваренных к рамам ярусов вагона. Колесный упор
(рис. 4.8) состоит из корпуса 3, внутри которого находятся винт 4 с
регулировочной гайкой и закидка б, винт 4 шарнирно соединен с рычагом
2, заканчивающимся башмаком 1, на который в при¬жатом состоянии
опирается колесо 10 автомобиля.
Подошва корпуса колесного упора крепится к полу 7 захватами
9, вставляемыми в щелевые пазы в гофрированных листах, и удерживается
закидкой б, которая прижимается к полу вагона пружиной 8.
Обжатие четырех колес перевозимого автомобиля с помощью
данной конструкции колесных упоров обеспечивает надежное закрепление
автомобиля, что позволяет транспортировать их на магистральных участках
пути МГТС России с установленными скоростями движения.
Крытый двухъярусный вагон рассчитан на перевозку 15—17
автомобилей «Жигули», «Москвич» или восьми автомобилей «Волга».
Двухъярусные крытые вагоны для перевозки скота (рис. 4.9)
изготавливают двух моделей: 11-240 (без служебного отделения) и 11-246
(со служебным отделением).
Максимальная вместимость кузова вагона модели 11-240: овец —
220, свиней — 82. При комбинированной перевозке мелкого и крупного
рогатого скота на нижнем ярусе размещается 20 голов крупного рогатого
скота, а на верхнем ярусе — ПО овец или 40 свиней. Кузов вагона модели
11-246 рассчитан на перевозку 168 овец или 64 свиней. При
комбинированной перевозке на нижнем ярусе размещается 15 голов крупного
рогатого скота, а на верхнем ярусе — 80 овец или 30 свиней. Высота
грузового помещения первого яруса равна 1800 мм, а второго яруса — 1750
мм. На каждом ярусе имеются световые окна, кормушки и поилки для скота
на боковых стенах кузова, обшитых изнутри досками толщиной 35 мм. В
вагоне имеются отсеки для хранения фуража и приготовления корма, баки
для воды общей емкостью 1500 л. Для обеспечения вентиляции грузовых
помещений в боковых стенах кузова каждого яруса имеются люки с
откидными крышками, а в крыше вагона — дефлекторы. Служебное отделение
вагона модели 11-246 оборудовано спальными местами, плитой и
умывальником. Некоторые конструкции вагонов для перевозки скота имеют
торцевые двери с переходными площадками для обслуживающего персонала.
Специализированный вагон-хоппер модели 19-752 для перевозки
зерна (рис. 4.10) имеет цельнометаллический кузов с разгрузочными
люками бункерного типа 11 с механизмами 12 для открывания и закрывания
крышек 13 люков. Кузов вагона состоит из рамы 8, боковых 5 и торцевых 6
стен и крыши 1. Для механизированной погрузки зерна в крыше имеются
четыре щелевых загрузочных люка 2 с крышками (с резиновыми
уплотнениями)и упругими закидками 3, валом 4 и приводом 7 механизма
запирания. Вагон оборудован площадкой с ограждением 10 для безопасного
перехода.Боковые стены сделаны из гофрированной металлической обшивки
толщиной 3 мм с подкрепленными стойками (двутавр № 10), верхней и
нижней обвязки. Торцевые стены кузова наклонены в сторону крайних
разгрузочных люков под углом 55° к плоскости рамы и усилены двумя
стойками-раскосами (швеллер № 14) с целью повышения прочности и
жесткости кузова.
Крыша кузова сварена из гофрированных металлических листов
толщиной 3 мм в средней части и 1,8 мм по бокам, подкрепленными
двадцатью фрамугами (уголок 75 х 50 х 5 мм). По всей длине крыши
проходит трап. Для подъема обслуживающего персонала на крышу с целью
производства ремонтных, подготовительных и погрузо-разгрузочных работ
имеется наружная лестница 9, а для спуска внутрь кузова имеется
внутренняя лестница.
Кузов специализированного крытого вагона-хоппера модели
19-758 для бестарной перевозки цемента отличается от кузова
вагона-хоппера для перевозки зерна числом разгрузочных люков (две пары
вместо четырех пар), углом наклона торцевых стен (50° вместо 55°) и
некоторыми техническими характеристиками. В крыше вагона-хоппера
имеются четыре круглых загрузочных люка диаметром 621 мм. Выгрузка
цемента производится через четыре нижних люка бункерного типа размерами
500 х 400 мм. Одновременное открывание и закрывание крышек люков
осуществляется винтовым приводом.
Специализированный крытый вагон-хоппер модели 19-923
предназначен для бестарной перевозки гранулированных, крупнозернистых и
кристаллических неслеживающихся минеральных удобрений, а также сыпучего
порошкового сырья (в основном апатитового концентрата) для производства
удобрений. По своей конструкции он аналогичен рассмотренным выше
вагонам-хопперам, но угол наклона торцевых стен увеличен до 60° к
горизонтали. Вдоль крыши по ее продольной оси расположены четыре
щелевых загрузочных люка размерами в свету 1623 х 473 мм с крышками,
оборудованными специальным уплотнением и механизмом запирания
торсионного типа. В нижней части кузова имеются четыре разгрузочных
бункера с размерами в свету 2382 х 840, днище которых наклонено под
углом 55°, что обеспечивает выгрузку груза в стороне от пути. Механизм
разгрузки с пневматическим приводом обеспечивает как попарное
открывание и закрывание крышек бункеров, так и всех четырех
одновременно. Предусмотрены возможность аварийного ручного открывания,
а также места для крепления переносных электровибраторов.
Специализированный крытый вагон модели 12-4011 (рис. 4.11)
грузоподъемностью 64 т для перевозки холоднокатаной стали в рулонах или
пакетах имеет кузов с двумя съемными кожухами 1, изготовленными из
гладких листов 15 толщиной 3 мм, дуг 16 верхней и нижней продольных
обвязок 17, упор 18 и резиновые уплотнительные элементы 19.
При погрузке и выгрузке грузов с помощью подъемного крана
снимаются поочередно кожухи и устанавливаются на четыре угловые опоры
14 соседнего вагона или укладываются около вагона. Для захвата кожухов
подъемным краном на каждом из них предусмотрены по четыре скобы 4, а
для безопасности стропальных работ — поручни 3, подножки 10 и 2 и
лестница 6. Рулоны листовой стали укладываются в вагон на стационарные
неподвижные и поворотные ложементы в один или два ряда в зависимости от
диаметра рулонов, которые фиксируются от продольных смещений упорными
балками (швеллер № 35) с резиновыми амортизаторами, которые могут
перемещаться вдоль кузова, для чего имеются балки и фиксирующие
стержни. Для их размещения на боковых продольных балках-стенках 9
.предусмотрен набор отверстий. Пакеты листов стали удерживаются от
поперечных смещений передвижными стойками, закрепляемыми в поперечных
балках рамы с отверстиями. Кожухи вагона удерживаются от продольных и
поперечных смещений торцевыми 5 и боковыми 11 упорами, расположенными
на раме вагона, состоящей из продольных балок 8, концевых балок 13,
средних промежуточных 7 и шкворневых балок 12.
Кузов специализированного крытого вагона модели 17-486 (рис.
4.12) для бестарной перевозки муки состоит из рамы 1, в средней части
которой хребтовая балка рамы отсутствует, и укрепленных на ней четырех
бункеров 2 коническо-цилиндрической формы с наружным диаметром 3220 мм,
изготовленных из алюминиевого сплава марки АМГ6 или марки 1915.Сверху
бункеры соединены между собою по длине вагона переходными мостиками.
Загрузка бункеров производится сверху самотеком через люки 3 диаметром
400 мм. Разгрузка бункеров производится снизу с помощью пневматической
системы, состоящей из узлов подачи сжатого воздуха и аэрации
продуктопроводов с арматурой, штуцеров для подключения манометров и
предохранительных клапанов. Система разгрузи обеспечивает
транспортировку муки из бункеров на расстояние до 200 м или на высоту
до 30 м. Производительность разгрузки — 50 т/ч. Падение давления
сжатого воздуха в системе разгрузки до нуля свидетельствует об
окончании процесса разгрузки. Четырехосный специализированный крытый
вагон модели 11 -274 грузоподъемностью 50 т для транспортировки опасных
тарно-штучных и пакетированных грузов 9-го и 13-го разрядов, требующих
зашиты от атмосферных и других внешних воздействий имеет
цельнометаллический сварной кузов с металлической листовой обшивкой
толщиной 14 мм и цельнометаллической крышей с внешним защитным
покрытием из металлических листов для предохранения основной крыши от
прожога при падении на крышу оборванного контактного провода. Внутри
кузов обшит фанерой с теплоизоляцией из асбестовой ткани. Загрузка
вагона производится через боковые и внутренние распашные двери.
Защитные двери вагона, открывающиеся наружу, обшиты металлическим
листом толщиной 13 мм. Наружные задвижные двери — самоуплотняющиеся.
Кузов вагона имеет постоянные инвентарные устройства для крепления
перевозимых грузов в кузове.
Специализированный крытый вагон модели 11-4164
грузоподъемностью 12 т для перевозки легковесных грузов имеет
цельнометаллический сварной кузов несущей конструкции. Погрузка и
выгрузка грузов производится через боковые проемы в кузове с высокой
платформы с использованием средств малой механизации и автопогрузчиков.
Для этого имеются восемь переездных площадок и раздвижные
двери, перемещающиеся по рельсам на специальных тележках. В кузове
установлено электрооборудование для освещения грузового помещения
светильниками с лампами накаливания напряжением 26 В. Возможно также
подключение вагона к внешнему источнику электроэнергии напряжением 220
В и частотой 50 Гц. Для вентиляции вагона на крыше кузова установлены
два дефлектора.