Полувагоны предназначены для перевозки каменного угля, руды,
лесоматериалов, проката металлов, а также других сыпучих и штучных
грузов, не требующих защиты от воздействия атмосферной среды.
Технические характеристики универсальных четырехосных и восьмиосных полувагонов приведены в табл. 4.2.
Кузов полувагона не имеет крыши, что обеспечивает удобства
для использования различных средств механизации при погрузке и выгрузке
грузов (мостовые и козловые краны, вагоноопрокидыватели и др.). Все
универсальные полувагоны имеют люки в металлическом полу для разгрузки
сыпучих грузов гравитационным способом.
Кузова универсальных четырехосных и восьмиосных полувагонов
имеют аналогичные конструкции отдельных элементов и построены в
различных вариантах. В их конструкции используются типовые крышки
разгрузочных люков, подобные прокатные и гнутые профили, а также
штампованные изделия.
Четырехосный полувагон модели 12-119 имеет кузов с глухими
торцевыми стенами, обладает большой прочностью, так как в нем прочно
связаны между собой боковые стены по концам вагона. Кроме того, это
позволяет увеличить внутреннюю полезную длину без изменения продольных
размеров рамы и повысить объем кузова на 2,0 м³. Однако перевозка пило-
и лесоматериалов в таких полувагонах является нерациональной вследствие
недоиспользования грузоподъемности полувагона. Крышки люков — типовые с
литыми, косо расположенными кронштейнами и имеют двухпрутковые
торсионные элементы, служащие для облегчения закрывания крышек. Кузов
универсального четырехосного полувагона модели 12-753 отличается от
кузова полувагона модели 12-119 лишь наличием торцевых двухстворчатых
дверей, которые открываются внутрь и закрепляются вдоль боковых стен
кузова при перевозке длинномерных грузов. На Великолукском
локомотиворемонтном заводе были построены 90 опытных четырехосных
полувагонов с боковыми разгрузочными люками.
Универсальный восьмиосный полувагон модели 12-541 (рис. 4.2)
конструкции Уральского вагоностроительного завода (УВЗ) имеет
цельнометаллический кузов с двухстворчатыми торцевыми дверями и с 22
разгрузочными люками в полу, через которые сыпучий груз самотеком
высыпается из кузова по обе стороны полувагона.
Разгружать такие полувагоны можно также на
вагоноопрокидывателях, которые имеются у крупных потребителей сыпучих
грузов, перевозимых в полувагонах. Металлическая обшивка толщиной 5 мм
выполнена с выштамповками наружу в форме неглубоких корыт пологой формы
для создания большей жесткости обшивки и увеличения вместимости кузова.
Обшивка приварена к каркасу кузова точечной сваркой. К боковым стенам
кузова приварены скобы для увязки штучного груза, а также скобы для
стоек, устанавливаемых при перевозке лесоматериалов, загруженных с
«шапкой». Рама и подкрепляющие элементы кузова изготовлены из
низколегированной стали марки 09Г2Д, обшивка из стали марки 10ХНДП.
Крышки разгрузочных люков, образующие пол кузова, изготовлены из
металлических гофрированных листов толщиной 5 мм и имеют торсионы для
облегчения закрывания крышек после разгрузки вагона.
У восьмиосных полувагонов модели 12-541 при перевозке
насыпных грузов, навальных и раскатывающихся грузов (бревна, трубы)
возникают перегрузки соединений боковых стоек с рамой и их повреждение
из-за отсутствия жесткой связи боковых стен кузова вследствие наличия
торцевых двухстворчатых дверей. Деформируются также и сами торцевые
двери при соударении вагонов при маневровой работе. Поэтому
Уралвагонзаводом разработаны универсальные восьмиосные полувагоны
модели 12-124 с люками в полу и с глухими торцевыми стенами. Они
спроектированы по габариту Тпр, что позволило значительно улучшить
экономические показатели вагона за счет увеличения погонной нагрузки с
84,5 до 93 кН/м, повышения грузоподъемности с 125 до 130 т и сокращения
длины полувагона с 20,24 до 18,88 м.
На железных дорогах России и других стран СНГ кроме четырех-
и восьмиосных полувагонов эксплуатируется небольшое количество
шестиосных полувагонов постройки Крюковского вагоностроительного завода
(Украина), выпуск которых прекратился в 1967 г. Шестиосный полувагон
имеет грузоподъемность 94 т, тару 33 т, объем кузова 106 м³, длину по
концевым балкам рамы 15,18 м. Он спроектирован по габариту 1-Т. Кузов
такого полувагона цельнометаллический с 16-ю разгрузочными люками в
полу и двухстворчатыми торцевыми дверями. Конструктивная схема рамы и
профили сечений балок кузова аналогичны схемам и поперечным сечениям
рамы четырех- и восьмиосных полувагонов. Отличаются они только числом
поперечных балок, расположенных между шкворневыми балками, и размерами
отдельных элементов. Конструкция торцевых стен также аналогична
конструкции торцевых стен четырех- и восьмиосных полувагонов. Крышки
люков типовые.