Платформы предназначены для перевозки длинномерных грузов,
металлоконструкций, контейнеров, колесной и гусеничной техники,
пакетированных грузов и некоторых сыпучих грузов, не требующих защиты
от атмосферных осадков. К универсальным платформам относятся
четырехосные платформы с боковыми бортами, шарнирно связанными с рамой
и могущими откидываться вниз до вертикального положения при перевозке
грузов, ширина которых больше ширины платформы, а также с торцевыми
бортами, которые в открытом положении ложатся горизонтально на
кронштейны концевых (лобовых) балок рамы платформы. Высота торцевых
бортов (400 мм) выбрана из такого расчета, чтобы при откинутых в
горизонтальное положение бортов у двух сцепленных платформ и сжатых
поглощающих аппаратах автосцепок обеспечивалось расстояние, достаточное
для размещения человека между платформами. В горизонтальном положении
торцевые борта сцепленных платформ образуют мостик для проезда
самоходом при погрузке на платформы колесной и гусеничной техники.
Борта кроме усилий от распора сыпучих грузов в восприятии действующих
на платформу эксплуатационных нагрузок участия не принимают, поэтому
платформа имеет мощную раму, способную нести на себе все виды
эксплуатационных нагрузок. Основные технические характеристики платформ
приведены в табл. 4.4.
Платформа модели 13-4012 (рис. 4.6) постройки
Днепродзержинского вагоностроительного завода (Украина) предназначена
для эксплуатации на железных дорогах России и других стран СНГ, а также
на западноевропейских железных дорогах шириной колеи 1435 мм.
Платформа имеет комбинированный настил пола: металлический
шириной 1200 мм в средней части и деревянный из коротких досок 6
толщиной 55 мм с армировкой по бокам П-образными и Г-образными гнутыми
элементами. На боковых продольных двутавровых балках 2 равного
сопротивлению изгибу укреплены лесные скобы, кронштейны шарниров и
упоры 3 клиновых запоров продольных бортов 1.
Универсальная платформа модели 13-401 отличается от модели
13-4012 конструкцией рамы и настилом пола. Хребтовая балка состоит из
двух двутавров № 60В, а не из двух двутавров № 70, пол полностью сделан
из досок толщиной 55 мм и не покрыт металлическим листом в средней
части. Все вспомогательные продольные и поперечные балки одинаковой
высоты по длине изготовлены из двутавра № 10, а раскосы консольной
части рамы — из двутавра № 12.
Анализ технико-экономических показателей и конструкций
универсальных платформ показывает, что их грузоподъемность в течение
последних лет постройки увеличилась с 62 т до 71 т, а линейные размеры
и погрузочная площадь пола при этом остались практически неизменными. В
результате этого уменьшилась удельная площадь пола, приходящаяся на
тонну грузоподъемности платформы, упала средняя статическая нагрузка
платформы и снизилась эффективность платформ в эксплуатации. Платформы
совершенствуются в основном путем повышения грузоподъемности, прочности
и надежности конструкций.