Железнодорожные транспортеры предназначены для перевозки грузов,
которые по своим габаритным размерам и массе невозможно перевозить
обычными универсальными вагонами. Такими грузами являются мощные
трансформаторы, крупногабаритные узлы гидравлических турбин, статоры и
роторы генераторов большой мощности, станины блюмингов и слябингов и
крупных станков, маховики, котлы большой длины и т.п. На железных
дорогах России, других стран СНГ и Балтии эксплуатируются транспортеры
платформенного, площадочного, колодце-образного, сочлененного и
сцепного типов грузоподъемностью от 55 т (четырехосный) до 500 т
(тридцатидвухосный) с числом колесных пар: 4, 6, 8, 10, 12, 16, 20, 28,
32.
Основные технические характеристики транспортеров приведены в табл. 4.9.
Рама восьмиосного транспортера платформенного типа (рис.
4.27) сварной конструкции состоит из четырех двутавровых балок, к
которым приварен металлический пол с рядом отверстий для крепления
перевозимого груза. Для этой же цели предусмотрены кронштейны
двутавровых балок рамы транспортера.
Рама с главной несущей балкой 3 транспортера колодцевого
типа (рис. 4.28) через сферические пятники 5 и продольные концевые
балки 1 опирается на тележки 7. На балках 1 размещены автосцепка 6 и
оборудование автотормоза 2. Колодец (пустота) несущей балки 3 имеет
длину 10,8 м сверху и 10,0 м внизу и ширину 2,42 м. Транспортер имеет
четыре съемные поперечные балки 8, которые в зависимости от размеров
перевозимых грузов можно переставлять, опирая на различные пары подушек.
Транспортер площадочного типа с пониженной средней частью
грузовой рамы для перевозки грузов большой высоты (рис. 4.29) имеет
несущую балку 3 из пяти двутавров, поперечных балок 4 и стального листа
11 толщиной 20 мм (настил пола), опирающуюся на четырехосные тележки 5
через плоские пятники 6. На концевых балках 1 расположены тормозные
будки и типовые автосцепки 7.
Представителем транспортеров сцепного типа является 32-осный
транспортер, один 16-осный сцеп которого показан на (рис. 4.30). Сцеп
состоит из сварной несущей балки 3 с Катковыми опорами 2, которыми
балка опирается на две надтележечные балки 1 с типовыми автосцепками 5.
Такой сцеп можно эксплуатировать и как самостоятельный транспортер
грузоподъемностью 240 т, для чего на концы несущей балки 3
устанавливаются сменные опоры-турникеты для укладки перевозимого груза.
При одновременном использовании обоих сцепов для перевозки
груза массой 480 т сменные концевые опоры снимаются и закрепляются в
специально предусмотренных мес¬тах на надтележечных балках. Груз
опирается на стационарные опоры 4 сцепов, которые могут поворачиваться
вокруг вертикальной оси, одна из них, кроме того, перемещается вдоль
транспортера с целью облегчения прохода кривых с радиусом до 150 м.
Сочлененные транспортеры предназначены для перевозки мощных
силовых трансформаторов и статоров крупных электрогенераторов, а также
других крупногабаритных и тяжеловесных грузов, но с использованием
специальных вспомогательных приспособлений. Транспортер имеет две
консоли, опирающиеся через систему балок на ходовые части. Перевозимый
груз подвешивается между консолями транспортера и соединяется с ними
валиками диаметром 250 мм. Под действием собственного веса груз
защемляется между верхними частями консолей и участвует в работе
конструкции транспортера как несущий элемент. Грузоподъемность 16-,
20-, 28- и 32-осного транспортеров равна соответственно 220, 300, 400 и
500 т.
Двадцативосьмиосный сочлененный транспортер (рис. 4.31)
состоит из двух консолей 1 с опорными катками, через которые консоли
опираются на две соединительные балки 2, которые опираются на концевые
3 и промежуточные 4 балки. Транспортер имеет 14 двухосных тележек с
базой 1360 мм конструкции Луганского тепловозостроительного завода.
Каждая консоль имеет водило 5, для свободного поворота консоли с грузом
при прохождении кривых. При необходимости транспортер может иметь
съемную несущую балку, соединяющуюся с проушинами 6 консолей при
перевозке грузов, не имеющих собственных проушин для сочленения их с
консолями. В порожнем состоянии консоли соединяются между собою
специальными серьгами, а верхние пояса консолей скрепляются специальной
закидкой с замком.
Транспортер имеет четыре 20-тонных гидроподъемника для
подъема консолей с грузом и поддержания их при разведении половин
порожнего транспортера. Подъем главного несущего строения транспортера
с грузом с помощью главной системы гидравлических подъемников
производится для установки под груз тумб и тележек при разгрузке или
для удаления их из-под груза при погрузке транспортера.
В связи с бурным развитием энергетической отрасли в
1985—1991 гг. возникла необходимость перевозки до железным дорогам
сверхмощных трансформаторов массой до 700 т на специальных сочлененных
транспортерах. Для этой цели разработан технический проект создания
транспортера грузоподъемностью 700 т, массой тары 267 т, длиной 75,41 м
при длине перевозимого груза 17 м и числе колесных пар в тележках 36.
Однако постройка его не была осуществлена по ряду технико-экономических
и экологических причин.
На железных дорогах России, других стран СНГ и Балтии
эксплуатируются один сочлененный транспортер грузоподъемностью 500 т
постройки Стахановского вагоностроительного завода (Украина) и 5
сочлененных транспортеров грузоподъемностью 500 т постройки фирмы
«Крупп» (Германия), поставленные в бывший СССР по контракту в 1979—1980
гг.