На днях нам представилась прекрасная возможность окунуться в эпоху
прошлого и испытать на себе ту историческую атмосферу, в которой
происходило становление и развитие Акмолинского локомотивного депо на
протяжении почти 80 лет. Музейные архивы бережно хранят память о
трудовых и боевых подвигах как передовиков производства начала 20-го
века, так и сегодняшних работников. Недавно музей отметил 18 лет со дня
своего образования. 15 октября 1981 года запечатлено в истории
железнодорожного предприятия как день 50-летия локомотивного депо. Само
депо было образовано в 1931 году. С историей его развития за более чем
полувековой период нас познакомила Людмила Павловна Красноштанова,
проработавшая в депо 40 лет. В настоящее время она, находясь на пенсии,
возглавляет Совет ветеранов депо и одновременно курирует вопросы работы
музея. - Первоначально здесь было построено временное паровозное депо
на два стойла, стены были саманные, кровля из камыша, освещение
керосиновое. Техническое оборудование состояло из одного токарного
станка, одного светильного и одного строгального, кузницы и медницкой.
Слесарей 16 человек и 28 паровозных бригад, – начала нашу экскурсию
Людмила Павловна.
Два зала – о становлении депо и о Великой Отечественной войне –
последовательно воспроизводят перед нами самые важные события ушедшей
эпохи. Первое, что бросается в глаза при входе в музей, – портреты
руководителей депо, самоотверженно трудившихся на благо страны в самый
тяжелый для нее период – военное и послевоенное время. Родионов Василий
Петрович был директором депо с 1941 по 1945 год. Орлов Николай
возглавлял депо Целиноград в 1948–1951 гг. Именно под его руководством
началось массовое движение по выполнению гарантийных обязательств между
ремонтными и паровозными бригадами. Удалось сохранить и фото рабочих
паровозного депо Акмолинска, пришедших на предприятие в 1931 г. – вот
только некоторые из них: Михайленко К. Г., Чухнов И. К., Ибадинов А.
Далее нашему вниманию предстает экспонат первого паровоза с нулевым
серийным номером, который без сомнения заслужил звание самой
драгоценной реликвии в музейном хранилище. Глядя на паровоз, с трудом
верится, что когда-то именно такие модели бороздили просторы
казахстанских степей. – У нас имеется макет электровоза старого образца
1965–1970 годов, первый паровозный генератор, форменные костюмы
комсостава и даже инструменты, которые использовали ремонтники в начале
прошлого столетия, – с гордостью показывает нам Людмила Павловна этих
немых свидетелей ушедших лет. С ее разрешения мы смогли подержать в
своих руках тот самый керосиновый фонарь, который использовался в
качестве маяка для прибывающего состава на станцию. Тяжелый,
потускневший то ли от времени, то ли от многолетнего использования, он
как будто все еще хранит запах горючего и словно уносит нас в свое
далекое прошлое. Проходя вглубь, нашему взору предстают пожелтевшие
листки книги почета, которая хранит записи с 1948 года.
Именно
тогда в нее по распоряжению Сталина были занесены имена победителей
соцсоревнований коллективов предприятий, сохранивших за собой
первенства соревнований в течение 6 месяцев подряд. Читаем: Тосин
Николай Алексеевич – токарь механического цеха. Занесен в книгу 25
апреля 1948 г. за достигнутые успехи в соцсоревнованиях. Соломин Сергей
– кочегар паровоза, также удостоился высокой чести остаться в истории
локомотивного предприятия. Всего имеется 27 записей о передовиках
производства за этот год. Музею удалось сохранить до сегодняшнего дня 6
таких книг. Кстати, как мы убедились, отсчет трудовым подвигам героев
тех лет велся не только за весомый вклад в производство, но и за
изобретательность. Так, слесарь Григорий Коваленко внес три
рационализаторских предложения с экономическим эффектом в 430 руб. Он
изобрел приспособление для резки шунтов негодных щеток. Как написано в
другой книге "Лучшие люди депо", внедрение приспособления в
производство позволило увеличить производительность труда, улучшило
его. 38 предложений на счету еще одного ценного работника депо –
Еременко Николая, слесаря инструментального цеха, активного
рационализатора. В военном зале мы увидели макет стелы
воинам-работникам локомотивного депо, павшим на фронтах. Сама стела
«Они сражались за родину» установлена перед входом в здание музея как
дань почтения ветеранам депо, одним из которых заслуженно называют
Степанова Дмитрия Тихоновича – героя СССР. В паровозном депо Акмолинска
он работал с 1935 по 1938 год. С 1938 года служил в Советской Армии,
участвовал в боях на Юго-Западном, Сталинградском, Первом Украинском и
Дальневосточном фронтах. По последним данным, сейчас ветеран проживает
в г. Горьком. Чтобы разыскать героя Советского Союза, недавно работники
депо отправили запрос в Россию. Этот зал хранит и боевые награды
фронтовиков. Информация о них собиралась буквально по крупицам. Эту
кропотливую работу в течение 5 лет выполняла специальная комиссия,
состоявшая из 15 человек-добровольцев. Кстати, их руками
изготавливались макеты, изделия из дерева и металла. Бывший работник
депо машинист Александр Гидель увлекался резьбой по дереву, а свободное
от работы время посвящал творческой самореализации, и сейчас плоды его
труда украшают стены музея. Работники музея проделали большую работу,
чтобы имена самых достойных работников депо остались в его истории.
Так, изготовлен стенд с именами Почетных железнодорожников. В планах –
установить стенд памяти воинам-афганцам. «Приятно удивлен, что не
потеряна связь времени, что есть частичка истории, возможность
вспомнить и показать будущим железнодорожникам историю депо», – оставил
запись в книге отзывов И. И. Костырь. Другие посетители музея, надо
отметить, что их поток с каждым годом лишь возрастает, также поделились
своими впечатлениями после посещения музея. – Здесь сохранена часть
истории тех, кто не только защищал родину, но и восстанавливал
послевоенное народное хозяйство, сохранив память о тех, кто не дожил до
наших дней, – пишет в книге председатель Совета ветеранов
железнодорожного узла ст. Астана К. Т. Токабаев. Отрадно, что
руководство столичного депо, осознавая важность выполняемого дела
работников-добровольцев, во многом благодаря энтузиазму которых архивы
музея продолжают пополняться ценными экземплярами документов и иных
реликвий из прошлого, всегда идет им навстречу и оказывает посильную
помощь в самых различных вопросах. Динара Архарова