Константин САВОСТИН уже восемь лет водит электровоз.
Профессия машиниста стала для него любимой работой, той самой, о
которой он мечтал с детства, слушая стук колес. Константин водит
пассажирские поезда от столицы до Кокшетау и по маршруту Астана -
Экибастуз. Работа, как говорят железнодорожники, “без замечаний” - день
за днем спокойно, размеренно мощный локомотив тянет состав. Но
несколько дней назад Константин и его напарник - помощник машиниста Мурат АЙТАНОВ - предотвратили катастрофу.
Встречный поезд шел, разбрасывая искры.
- Вообще
так положено по инструкции, - когда идет встречный поезд, мы его
осматриваем. Смотрим, нет ли искр, возгораний, может быть, что-то
зацепилось и волочится за составом, может попасть в механизмы или на
рельсы, стать причиной аварии. Если что-то увидели - сообщаем машинисту
встречного, чтобы он остановился, принял меры, - рассказывает Константин.
На рассвете 27 августа пассажирский поезд, который вел Савостин, как
обычно пропускал встречный товарный. Состав сопровождало яркое
свечение.
- В середине состава было зарево, летели искры. Я срочно
сообщил машинисту. Как положено: “Машинист поезда 1524, искрение в
середине состава”. - “Спасибо. Понял. Принимаю меры”. Он начал
тормозить и докладывать диспетчеру об остановке поезда.
Этот незначительный на первый взгляд момент, как
оказалось, предотвратил трагедию. Повреждение было в так называемом
буксовом узле - части механизма колесной пары. Вагон из середины
состава пришлось отцепить, потому что колесо почти отвалилось от оси,
перетертое на ходу металлической деталью. Состав мог в любую минуту
сойти с рельсов на перегоне с достаточно плотным графиком движения
поездов.
- Раньше никогда такого не случалось. В первый раз я такое увидел, - делится впечатлениями машинист.
По его словам, за восемь лет работы чрезвычайных ситуаций в его
практике не было. Даже стоп-кран ни разу никто не сорвал. В работе
машиниста мелочей не бывает. От того, с кем работаешь, зависит многое.
А вообще на железной дороге образуются очень дружные команды.
- Помощника закрепляют за машинистом. Случаев, когда они не срабатываются, практически не бывает, - рассказывает Константин Савостин. - Нашу работу вообще надо любить. Кто любит, остается на всю жизнь.
Трудной свою работу он не считает, говорит, проблемы только вначале,
когда нужно не спать всю ночь и вести электровоз. При этом машинисту,
оказывается, нельзя в пути включать музыку.
- Это водители могут в машине музыку слушать, чтобы не уснуть, - улыбается машинист. - А
у нас - не положено. Есть так называемый регламент переговоров.
Помощник говорит, машинист повторяет. “Проходной зеленый, проходной
зеленый”, - все сигналы светофоров. Когда бригада в постоянном
контакте, то работа получается слаженная.
Увлечение железной дорогой для Константина началось
в детстве, с одного друга семьи - Николая Балашова. Он водил тепловозы.
Мальчишки прибегали и просили прокатить. Тогда, стоя у пульта
тепловоза, маленький Костя мечтал стать машинистом.
- Вообще сначала я поступил в автодорожный техникум,
думал - стану шофером. Но потом прочитал объявление в газете “требуются
помощники машинистов”. А меня уже в техникум приняли. Все равно я
забрал из автодорожного документы, пошел и поступил в восьмое ж.
д.-училище, - вспоминает Константин Савостин.
Немногие
выбирают эту работу, но если остаются, то это, как правило, люди,
влюбленные в железную дорогу, хорошо подготовленные. Ведь машинистом
стать не так просто. После окончания колледжа - практика, потом поездки
дублером. Месяц уходит на проверку подготовки и характера. Человек,
управляющий электровозом, должен быть ответственным, уметь быстро
принимать решения, работать в команде. Дальше самое сложное - экзамен.
- Обычно спрашивают устройство электровоза,
действия помощника, например при срабатывании тормозов, в нестандартных
ситуациях. Различные есть правила, которые нужно знать. Например,
инструкция по сигналам, сигналы светофоров, ИДП - инструкция по
движению поездов, какие там приказы даются по ходу следования,
запрещающие сигналы, в каких случаях можно проследовать, в каких -
нельзя. Какая скорость должна быть, - объясняет машинист.
Одно из непростых испытаний - на знание пульта в электровозе. На панели
приборов много датчиков, рычагов и кнопок. И необходимо знать, что в
каких ситуациях использовать, какая лампочка что означает. Два
прожектора, разные гудки. Самый громкий тот, который буквально оглушает
смельчаков, перебегающих пути перед электровозом, называется тифон. Он,
собственно, для того и предназначен, чтобы подавать экстренные
сигналы. Мощный локомотив, способный тянуть по рельсам тысячетонный
состав. Перестук колес на стыках рельсов. Именно из-за этого, по словам
Константина, он и выбрал однажды профессию машиниста:
- Нравится эта работа, именно стук колес нравится. Родной
звук. Раньше, когда в отпуск уходил или после армии не работал какое-то
время на железной дороге, когда слышал, что поезд идет, гремит по
рельсам, меня этот звук за душу брал. Даже не представляю свою жизнь
без железной дороги. Без работы машиниста,- говорит он.
Уже
сегодня бригада Константина Савостина и Мурата Айтанова снова поведет
локомотив по маршруту Астана - Экибастуз. И снова зазвучат под стук
колес переговоры: “Проходной зеленый, проходной зеленый”.
Анастасия ПРИЛЕПСКАЯ, Астана
|