В начале июля этого года в столице Казахстана — Астане был презентован
первый пусковой комплекс завода по сборке тепловозов пятого поколения.
Это первое предприятие в СНГ, использующее современные технологии
«General Electric».
В Казахстане до недавнего времени не было собственного
железнодорожного машиностроения. До распада СССР локомотивы
приобретались в основном в России, Украине и Чехословакии. После этого
каналы поставок техники были разрушены и в течение 10 лет локомотивный
парк страны не обновлялся. В настоящее время средний износ
локомотивного парка составил 70 %; при норме 50 — 55 %. Высокая степень
износа влечет за собой рост расходов на ремонт и эксплуатацию.
Чтобы выправить ситуацию, железнодорожники, с одной стороны,
обновляют локомотивный парк путем приобретения современной техники и
модернизации устаревшей, а с другой — принимают участие в прорывных
проектах, к примеру, таких, как строительство завода по сборке
тепловозов. В рекордные сроки, а именно, за пять лет, специалисты
завода намерены обновить локомотивный парк Казахстана и выйти на рынки
стран ближнего и дальнего зарубежья.
В конце этого года с конвейера предприятия сойдет первый тепловоз
пятого поколения. В следующем году выпустят еще 27 таких локомотивов.
Проектная мощность завода составит 100 тепловозов в год. К 2015 г. эта
цифра уже достигнет 150 за счет выпуска 50 маневровых локомотивов. В
строительство завода АО «Локомотив» (дочернее предприятие АО «НК
“Казахстан темир жолы”») вложило 141 млн. долл. По предварительным
подсчетам, эта сумма окупится за пять лет.
- Введение в строй локомотивосборочного завода — это итог долгой и
упорной работы всех причастных структур железной дороги, — говорит
президент АО «Локомотив» Кадыл Таласпеков, - Этот проект
продемонстрировал плодотворное сотрудничество между компаниями разных
стран. Я уверен, что производство локомотивов нового поколения станет
одним из важных этапов развития отечественного машиностроения, а
казахстанские тепловозы станут визитной карточкой нашей страны.
Все началось еще в 1996 г., когда Западно-Казахстанская и Алма-Атинская
железные дороги провели переговоры с американской компанией, лидером
мирового машиностроения «General Electric» о возможной модернизации
тепловозов типа 2ТЭ10. Уже через год на базе ремонтных депо Шу и Актобе
первые 5,5 секций тепловозов прошли эту процедуру. К новой технике с
современными дизель-генераторами не было никаких претензий, поэтому АО
«Локомотив» в 2004 г. приступило к широкомасштабной модернизации, что
позволило продлить срок службы 202 тепловозам.
В 2006 г. в ходе визита президента страны Нурсултана Назарбаева в США
национальной компанией «Казахстан темир жолы» был заключен ряд важных
соглашений с компанией «General Electric». Среди них — о покупке 10
тепловозов серии «Evolution», о приобретении 300 комплектов
оборудования для таких локомотивов и о передаче технологии по созданию
в Казахстане тепловозов серии «Evolution». В 2007 г. президент
Казахстана Н. Назарбаев заложил памятную капсулу на месте строительства
будущего локомотивосборочного завода и уже в этом году принял участие в
запуске первого пускового комплекса завода.
Новый тепловоз пятого поколения сочетает в себе лучшие технические
решения и прогрессивные технологии, которые защищены патентами США.
Локомотив спроектирован согласно техническим требованиям, стандартам и
ГОСТам, признанным для железных дорог Казахстана и стран СНГ. Это более
надежная и современная техника.
Согласно классификации, принятой на «General Electric», новому
тепловозу присвоена серия ES44ACi, в Казахстане ему дадут другое
обозначение - серия ТЭ33А. Этот тепловоз представляет собой
односекционный шестиосный локомотив мощностью 3356 кВт с 12-цилиндровым
четырехтактным V-образным дизелем типа GEVO12. Тепловоз имеет кузов
вагонного типа с двумя кабинами управления, который опирается на две
трехосные тележки. Тепловоз оснащен микропроцессорной системой
управления с электронным впрыском топлива и бортовой системой
диагностики.
Сила тяги при трогании 534 кН, длительного режима 427 кН, динамического
тормоза 338 кН. Нагрузка на ось — 23 тс ± 3 %. Конструктивная скорость
– 120 км.
В эксплуатации новый односекционный тепловоз способен заменить
двухсекционный тепловоз типа 2ТЭ10. По сравнению с предыдущим
поколением тепловозов эти локомотивы соответствуют нормам Евро-3,
снижают вредные выбросы в атмосферу более чем на 40 %. Расход топлива и
масел сократится на 17 %. Кроме того, созданы прекрасные условия для
работы локомотивной бригады. Кабина машиниста оборудована согласно
современным требованиям. В ней предусмотрены шумоизоляция и регулятор
микроклимата.
В тепловозе пятого поколения будет использоваться привод
переменно-переменного тока с асинхронными тяговыми двигателями
(инвертор на IGBT-транзисторах), который позволяет реализовать высокую
осевую мощность, не требует повышенных затрат при техническом
обслуживании и более надежен, чем старые коллекторные двигатели.
Внедрена микропроцессорная система управления, значительно облегчающая
труд машинистов и их помощников.
Аналоги этих машин уже курсируют по казахстанским магистралям. В 2009
г. было приобретено 10 тепловозов нового поколения серии «Evolution»,
изготовленных компанией «General Electric» по заказу АО «Локомотив».
— Эти локомотивы изготовлены с учетом стандартов и условий работы на
железных дорогах колеи 1520. Они успешно проходят испытания на сложном
участке с горным профилем в Алматинской области, — говорит Кадыл
Таласпеков.
В данный момент активно ведутся работы по выпуску первого
казахстанского тепловоза. На локомотивосборочном заводе завершены
общестроительные работы в главном и административно-бытовом корпусах,
вспомогательных зданиях и сооружениях. Смонтировано крановое,
технологическое и станочное оборудование, выполнен весь комплекс
шеф-монтажных работ.
Закончена подготовка к отработке технологии сборки локомотивов.
Компания «General Electric» доставила инженерные узлы и необходимые
запчасти для сборки двух тепловозов. Это дает основание полагать, что
первый локомотив будет выпущен до конца 2009 г. В будущем к
производству будут подключаться и казахстанские производители.
Планируется, что новый завод повлияет на развитие частных предприятий
страны. В течение пяти лет пройдут три этапа локализации казахстанских
предприятий до 38 %. Сначала будут выпускать «свои» рамы тележек и
локомотива, кабины и колесные пары, затем уже все несущие части
тепловоза.
Открытие завода — это еще и важный социальный проект, ведь здесь в
общей сложности появится около 700 новых рабочих мест. В их числе
операторы станков с числовым программным управлением, станочники
широкого профиля, слесари механосборочных работ, сварщики и
электросварщики 4 — 6-го разрядов на полуавтоматической машине,
крановщики мостовых кранов и др.
Современные технологии требуют особой подготовки кадров. Об этом
задумались задолго до открытия первогопускового комплекса завода.
Согласно разработанному совместно со специалистами «General Electric»
графику технического обучения, в период с июня прошлого года по
сентябрь этого на заводе в г. Эри (США) проводится обучение 16
инженерно-технических работников ТОО «Lokomotiv-leasing» (дочернее
предприятие АО «Локомотив»). В 2011 г. намечено обучить в Австралии еще
пять специалистов по сборке тележек тепловоза.
Кроме того, в ведущих центрах Казахстана проведено обучение рабочих
таких специальностей, как операторы станков с числовым программным
управлением, слесари механосборочных работ, наладчики, фрезеровщики.
Тщательно отбирают и машинистов, которые будут обслуживать новые
локомотивы. С ними проводят предварительное собеседование, в результате
которого оценивают их деловые качества и психологическую совместимость,
а затем обучают на семинарах с участием специалистов «General
Electric».
Казахстанские локомотивостроители с оптимизмом смотрят в будущее. Они
уверены, что их продукция будет востребована не только внутри страны,
но и на внешних рынках.