Электрооборудование пассажирских вагонов используется для освещения
вагонов, вентиляции помещений с подачей в вагон наружного воздуха
объемом 20—25 м³/ч на одного пассажира, отопления вагона, подогрева
подаваемого в него воздуха зимой и охлаждения подаваемого воздуха
летом, охлаждения продуктов питания и питьевой воды, приготовления пищи
в вагонах-ресторанах и буфетах, радиовещания и работы устройств связи,
создания комфорта пассажирам и облегчения труда поездной бригады,
обеспечения безопасности движения поездов.
Электрооборудование пассажирских вагонов состоит из комплекса
электрических устройств, используемых в системе электроснабжения
вагонов для получения, передачи и распределения электрической энергии.
В этот комплекс входят также устройства и оборудование, потребляющие
электроэнергию и создающие комфорт для пассажиров.
Перечень устройств и число потребителей электроэнергии
зависят от типа пассажирского вагона. Во всех вагонах установлены
устройства отопления, освещения, вентиляции, нагрева и охлаждения воды
и т.п. В вагонах с кондиционированием воздуха, кроме того, установлены
устройства для охлаждения воздуха. В вагонах-ресторанах
электрооборудование используется в технологическом оборудовании кухни —
холодильниках, водоподогревателях, кофеварках и др. Мощность,
приходящаяся на один вагон, составляет: для сети освещения,
электробытовых приборов, цепи сигнализации и управления 2,5—4 кВт; для
установки принудительной вентиляции 4—6 кВт; для установки
кондиционирования воздуха 17—26 кВт; для электрического отопления более
25 кВт.
От токов короткого замыкания и перегрузок
электрооборудование вагона защищается автоматическими выключателями,
плавкими предохранителями, тепловыми реле перегрузки, а от повышенного
напряжения — реле и электронными блоками. Температура нагрева букс
контролируется специальной релейной или электронной системой.
В вагонах с кондиционированием воздуха установлены
электрические нагреватели и калорифер напряжением 125 В. Для освещения
в пассажирских вагонах используют люминесцентные светильники с питанием
однофазным током напряжением 220 В частотой 400— 425 Гц от специального
преобразователя. Аварийное и служебное освещение осуществляется лампами
накаливания от сети постоянного тока.
Вентиляторы вагона приводятся в действие электродвигателями
постоянного тока со ступенчатым регулированием частоты вращения путем
изменения силы тока в обмотке возбуждения и напряжения на коллекторе. В
кипятильнике установлены электронагревательные элементы, а также
предусмотрена возможность сжигания твердого топлива для нагрева воды. В
охладителе питьевой воды применяется электродвигатель постоянного тока.
В холодильной установке для привода компрессора используется
электродвигатель мощностью до 13 кВт напряжением 125 В постоянного тока
при автономной системе электроснабжения или встроенный трехфазный
асинхронный двигатель при централизованной системе электроснабжения.
Для привода вентилятора охлаждения конденсатора применяется
электродвигатель, аналогичный двигателю вентилятора вагона.
В качестве коммутационной аппаратуры в пассажирских вагонах
используются аппараты с дистанционным управлением — контакторы,
переключатели, реле, а с ручным управлением — пакетные выключатели,
тумблеры, кнопки. В поездах специального назначения, таких как
туристические и им подобные, электрооборудование вагонов получает
питание от вагона-электростанции по трехфазной магистрали напряжением
380/220 В частотой 50 Гц.
На рис. 5.12 приведены схемы размещения электрооборудования купейного вагона и вагона-ресторана.