Пассажирский вагон открытого типа с креслами для сидения модели 61-828
предназначен для выполнения массовых перевозок пассажиров по
магистральным путям МПС колеи 1520 мм с длительностью пребывания в пути
не более 12 часов. Пассажирский салон кузова (рис. 5,2, а) оборудован
31 двухместными стационарными креслами с подножками. На задних стенках
откидывающихся спинок кресел укреплены складывающиеся столики, служащие
сидящим сзади пассажирам. Окна в салоне оснащены опускными рамами с
двойным остеклением, два из которых являются аварийными выходами,
используемыми при экстремальных ситуациях. Все окна имеют занавески и
светомаскировочные шторы. Отопительная система — водяная, нагрев воды в
котле осуществляется электронагревателями или твердым топливом.
Электроснабжение вагона обеспечивается от поездной
магистрали с напряжением 3000 В и от генератора напряжением 50 В.
Принудительная приточная вентиляция непрерывного действия с частичным
удалением воздуха через дефлекторы, установленными на крыше по концам
вагона. Основное освещение всех помещений, кроме тамбуров и туалетов,
люминесцентное, а в тамбурах, туалетах и аварийное — лампами
накаливания.
Тормоз — автоматический с пневматическим и
электропневматическим управлением, имеется ручной тормоз и четыре
стоп-крана. Переходные площадки оборудованы резиновыми ограждениями
баллонного типа. Вагон оснащен пожарной сигнализацией, трансляционной
сетью, звуковой сигнализацией. Плавность хода вагона не более 3,25,
средний коэффициент теплопередачи ограждений кузова в стационарных
условиях не более 1,11 Вт/м2*К. Некупейный пассажирский вагон модели
61-836 предназначен для выполнения массовых перевозок пассажиров по
магистральным путям МПС колеи 1520 мм. Пассажирский салон кузова (рис.
5.2, б) включает в себя 9 отделений, каждое из которых оборудовано
двумя поперечными нижними (с рундуками) и одним продольным диванами,
над которыми размещены спальные полки и полки для багажа. Продольные
диваны могут быть преобразованы в два места для сидения со столиком
между ними.
Между поперечными диванами у окна установлен откидной стол.
В зоне продольных полок вагон оснащен глухими окнами, а на стороне
поперечных полок — окнами с опускными рамами. Все окна вагона имеют
двойное остекление, два окна пассажирского салона — аварийные выходы.
Электроснабжение, освещение, отопление и вентиляция — типовые. Вагон
оборудован системами холодного и горячего водоснабжения, системой
пожарной сигнализации, радиосетью. Год начала производства вагона 1990.
Плавность хода вагона 3,25; средний коэффициент теплопередачи
ограждений кузова не более 1,05 Вт/м2*К.
Пассажирский купейный вагон модели 61-820К с
кондиционированием воздуха, созданный АО ТВЗ, предназначен для
перевозок пассажиров по магистральным путям колеи 1520 мм. Спальный
вагон повышенной комфортности I типа II класса с 4-х местными купе для
пассажиров создан на базовой модели 61-820. Основной отличительной его
особенностью является наличие моноблочной крышевой установки
кондиционирования воздуха S81B и системы автономного электроснабжения с
генератором 32 кВт производства германской фирмы «Хагенук» и «Фага».
Комфортные условия в поездке создают различные системы жизнеобеспечения.
Система кондиционирования воздуха с помощью
микропроцессорного устройства в теплый период времени года в
установившемся режиме осуществляет автоматическое регулирование
температуры в вагоне в пределах +24 °С ± 2 °С. Система водяного
отопления при температуре наружного воздуха минус 40 °С при работе
котла на твердом топливе совместно с механической приточной вентиляцией
обеспечивает температуру воздуха в вагоне не ниже плюс 18 °С, а при
нагреве воды электронагревателями температура автоматически
поддерживается в пределах +22 °С ± 2 °С. Для обогревания в межсезонный
период в служебном отделении, купе для пассажиров и проводников
установлены электронагреватели.
Купе I—IX(рис. 5.3, а) оборудованы мягкими сидениями и
полками, раздвижным столом, выдвижной лестницей для подъема на верхнюю
полку, шкафами-нишами для одежды с полочками для головных уборов. Для
размещения личных вещей имеется багажная ниша, малая багажная полка над
окном, служащая для размещения мелких предметов. Под каждым нижним
спальным местом находится рундук для багажа. В вагоне установлены
термоэлектрический холодильник, электроплитка, сейф. Имеется душевая
установка, а также смонтированы розетки для подключения электробритв и
пылесоса. Освещение в пассажирском отделении и купе проводников —
люминесцентное со встроенными статическими преобразователями, а у
каждого пассажирского места — индивидуальные светильники с
люминесцентными лампами. Имеется радиотрансляционная сеть и телефонная
связь. Система горячего и холодного водоснабжения с запасом воды 1000
литров обеспечивает работу санитарно-технического оборудования
туалетных помещений, мойки служебного отделения и кипятильника для
приготовления кипяченой воды и ее последующего охлаждения
водоохладителем. Низковольтные потребители электроэнергии питаются от
автономной системы электроснабжения при движении вагона свыше 40 км/ч
за счет работы подвагонного генератора с номинальной мощностью 32 кВт,
подвешенного на раме вагона, имеющего приводот средней части оси
колесной пары тележки, тормозного конца вагона. При скоростях движения
до 40 км/ч и на стоянках низковольтные потребители питаются от
аккумуляторной батареи 88 ВНЖ-300У2 с номинальным напряжением 110 В,
установленной на выкатных тележках в двух взрывобезопасных
аккумуляторных боксах, а при отстое — от внешней трехфазной сети
напряжением 380 В. Высоковольтные потребители работают от подвагонной
поездной магистрали напряжением 3000 В постоянного или однофазного
переменного тока частотой 50 Гц.
Большое внимание в вагоне уделено противопожарной защите. С
этой целью использованы огнезащитные, огнестойкие и трудногорючие
материалы при изготовлении деталей и узлов внутреннего оборудования, а
также предусмотрены противопожарные перегородки между купе проводников
и пассажирским салоном и огнезадерживающие перегородки между купе.
На случай аварийных ситуаций предусмотрена система пожарной
сигнализации (УПС ТМ), имеются два огнетушителя. Возможен отбор воды из
системы водоснабжения, для чего в туалете тормозного конца и коридоре
нетормозного конца вагона имеются краны для подключения гибких шлангов.
Блочная конструкция внутреннего оборудования, откидные
панели и съемные люки обеспечивают свободный доступ к трубам, изоляции,
электропроводке, а единый центр управления и контроля всех систем
способствует простоте и удобству обслуживания вагона. Год начала
производства вагона 1963. Плавность хода вагона не более 3,25; средний
коэффициент теплопередачи ограждений кузова не более 1,0 Вт/м2.К;
максимальная продолжительность следования в пути до первой экипировки
24 ч.
Пассажирский купейный вагон СВ модели 61-4165 обеспечивает
высокий уровень комфорта пассажиров и обслуживающего персонала за счет
усовершенствованной планировки всех помещений вагона (рис. 5.3, б),
наличием кухни, душа, современного оборудования, единства стилевого и
цветового решения в оформлении интерьера. В кухне предусмотрены: стол
для приготовления бутербродов, стол-мойка, откидное сидение,
установлены две электроплитки напряжением 50 В и 220 В,
термоэлектрический холодильник. Просторное душевое отделение имеет
душевую кабину с краном-смесителем, вешалку и сидение для отдыха,
зеркало, для подключения фена установлена розетка с напряжением 220 В.
При температуре наружного воздуха до минус 40 °С система водяного
отопления при работе котла на твердом топливе совместно с механической
приточной вентиляцией обеспечивает температуру воздуха в вагоне не ниже
+18 °С; при нагреве воды в котле электронагревателями температура в
вагоне поддерживается автоматически в пределах +20 °С. Электроснабжение
вагона — от подвагонного генератора ЭГВ.01 .У1, а на стоянках и при
скорости движения до 40 км/ч — от аккумуляторной батареи типа 40
ВНЖ-300-ПУ 2, установленной во взрывобезопасном боксе на выкатных
тележках. Освещение вагона — люминесцентными светильниками со
встроенными статическими преобразователями. Освещение тамбуров,
котельного отделения, душевой кабины, а также аварийное и дежурное по
вагону — лампами накаливания. Вагон оборудован тормозной системой, в
которой электропневматический тормоз является основным, пневматический
— резервным, имеется ручной тормоз и четыре стоп-крана. Два окна в
боковом коридоре — аварийные выходы. В вагоне имеется вызывная
сигнализация и трансляционная радиосвязь. Год начала производства
вагона 1993. Плавность хода вагона не более 3,25; средний коэффициент
теплопередачи ограждений кузова не более 1,05 Вт/м2.К; удельный расход
электроэнергии 10,2 кВт*ч/1000 пассассажиро-км.
Специализированный пассажирский вагон — бар модели 4166,
созданный впервые АО ТВЗ, предназначен для эксплуатации на
магистральных путях МПС. Ограждение его кузова — унифицированная
цельнометаллическая тонкостенная несущая конструкция типа оболочки. При
изготовлении вагона использованы нержавеющая, низколегированная и
углеродистая стали. Планировка вагона-бара (рис. 5.4, а) позволяет
организовывать досуг во время длительных поездок, а также проводить
различные мероприятия, как например, презентации, приемы, встречи и др.
Основное помещение вагона-бара — салон с барной стойкой,
танцевальным и обеденным залами. Салон оборудован двумя телемониторами
для просмотра видеопрограмм от имеющегося в вагоне видеомагнитофона.
Предусмотрена установка акустической системы, позволяющей прослушивать
стерео- и монопрограммы, а также имеются электро-и радиорозетки.
Удобные мягкие кресла, диван, удачно подобранное сочетание обивки
мебели, стен и потолка, использование для отделки ценной породы дерева,
большое количество зеркал — все это создает комфорт и располагает к
отдыху. Для удобства уборки салона столы оборудованы подъемными
механизмами, допускающими откидывание столешницы в вертикальное
положение.
Система освещения салона оборудована люминесцентными лампами
со встроенными преобразователями. Для создания обстановки,
соответствующей характеру проводимых мероприятий, возможна различная
комбинация включения светильников прямого света, отраженного света и
подсветки стойки бара. Непосредственно к салону примыкает помещение
кухни-раздаточной, оборудованной электроплитой, двумя холодильниками,
сервировочными столами и мойкой. Для отдыха обслуживающего персонала в
вагоне предусмотрены 4-местные купе для барменов и 2-местное — для
проводников. Купе оборудованы мягкими спальными полками, местами для
багажа, верхней одежды и мелких вещей. В вагоне-баре имеются два
туалетных помещения новой конструкции. Большое количество
дополнительного оборудования вагона-бара существенно изменило
электроснабжение. Электропитание нагревателей системы отопления
осуществляется от поездной магистрали напряжением 3000 В постоянного
или однофазного переменного тока, всех низковольтных потребителей — от
двух индивидуальных систем электроснабжения, каждая с подвагонным
генератором с напряжением 50 В, а на стоянках — от двух аккумуляторных
батарей, находящихся во взрывобезопасных боксах. Управление
электроснабжением осуществляется с пультов, установленных в служебном
отделении и в помещении кухни-раздаточной.
В вагоне предусмотрены пожарная сигнализация, аварийные
выходы, огнетушители, расположенные в легко доступных местах. Надежная
теплоизоляция, достаточная мощность систем отопления и вентиляции
создают в вагоне-баре комфортную атмосферу независимо от температуры
наружного воздуха.
Вагон спроектирован по габариту 1-ВМ (ГОСТ 9238-83) с
тележками габарита 02-ВМ, допускающими скорость движения до 160 км/ч.
Масса вагона (тара) 48,5 т, количество мест для посетителей 23. Год
начала производства вагона-бара 1993.
Специализированный вагон-салон модели б1-4167, созданный
впервые АО ТВЗ для туристического поезда АО «Спутник», представляет
собой офис на колесах и отличается повышенным комфортом, дизайном,
пожарной безопасностью и предназначен для эксплуатации на магистральных
путях МПС. Рациональная планировка (рис. 5.4, б), компоновка
оборудования внутренних помещений, оснащенность различной оргтехникой
позволяют проводить совещания, официальные приемы, презентации и другие
мероприятия как в пути следования, так и на стоянках. Для этой цели в
вагоне предусмотрено все необходимое для плодотворной работы в поездке.
В отдельном кабинете находится персональный компьютер и
принтер, в салоне — стол для заседаний и мягкие стулья с подлокотниками
для 12 человек, угловой диван, телевизор, видеомагнитофон, холодильник,
а также три пассажирских купе для индивидуальных переговоров. В
раздаточном помещении, где установлены электроплитки,
термоэлектрический холодильник, шкафы для посуды, мойка, обеденный
стол, для участников встреч можно приготовить кофе, чай, легкие
закуски. В вагоне-салоне детально продуманы все системы
жизнеобеспечения: освещение создает мягкий рассеянный свет,
оригинальность внешнего вида окон за счет наличия солнечных занавесок и
декоративных штор, единство стилевого и цветового решения деталей,
узлов и фурнитуры в оформлении интерьера. Электроснабжение потребителей
осуществляется постоянным и переменным током напряжением 3000 В, 220 В
и 50 В от подвагонного генератора, аккумуляторной батареи или внешнего
источника.
Комбинированное освещение выполнено с использованием
люминесцентных светильников и ламп накаливания, система водоснабжения
включает в себя подачу холодной и горячей воды к местам потребления.
Обшивка продольных стен, пола, потолка выполнена отдельными блоками,
что обеспечивает доступ к изоляции, электропроводке, трубам при монтаже
и при плановых видах ремонта. Применение износостойких и
трудновозгораемых материалов в конструкциях узлов и деталей повышает их
надежность и долговечность, обеспечивая противопожарные требования,
предъявляемые к вагону. Спокойный безопасный ход обеспечивается
двухосными тележками с двойным рессорным подвешиванием люлечного типа.
Большое внимание уделено безопасности пассажиров. Включение
и выключение всех потребителей электроэнергии вагона производится с
пульта управления, находящегося в служебном отделении, туда же выведены
сигнальные лампы систем защиты и датчики контроля. Аккумуляторные
батареи типа 40-ВНЖ-300У П2 установлены во взрывобезопасном боксе на
выкатных тележках. В экстренных ситуациях используется тормозная
система, включающая в себя электропневматический тормоз, применяемый в
качестве основного, пневматический — резервный, ручной тормоз и четыре
стоп-крана. Имеются два аварийных окна-выхода, вызывная сигнализация и
трансляционная радиосеть. Вагон оборудован установкой пожарной
сигнализацией УСП-Т и двумя дымовыми извещателями. Год начала
производства 1993. Количество мест в салоне 12, спальных 8, для
проводников 2, масса тары без экипировки 47,7 т, конструкционная
скорость 160 км/ч, плавность хода не более 3,25. Вагон спроектирован по
габариту 1-ВМ, тележки по габариту 02-ВМ (ГОСТ 9238-83).
Специализированный пассажирский вагон для перевозки
драгоценностей и денег модели 61-4159 гарантирует сохранность
перевозимого груза за счет рациональной планировки внутренних помещений
вагона (рис. 5.5, а), наличия решеток на всех окнах и наружных дверях,
системы вызывной и специальной сигнализаций с установкой специальных
кнопок и блокировкой каждой наружной двери с выводом звукового и
светового сигналов на тамбуры и на нумератор в купе начальника караула
охраны. Кузов вагона цельнометаллический и защищен, включая окна,
пуленепробиваемыми бронированными листами. Вагон оборудован
трансляционной радиосетью с установкой радиоточек в служебном и
кухонном отделениях, столовой и во всех купе. Комфортные условия
сопровождающему персоналу обеспечивают: система вентиляции; система
отопления с водяным котлом, работающим как на твердом топливе, так и с
электронагревом; система водоснабжения с баком для воды емкостью 1430
литров; холодильная установка с емкостью для хранения запасов
продуктов. Электроснабжение вагона осуществляется от подвагонной
аккумуляторной батареи (300 А*ч), обеспечивающей работу потребителей
напряжением 50 В при движении, и напряжением 50 В и 220 В от внешнего
источника питания на остановке.
Специализированный пассажирский вагон для спецконтингента
модели 61-827. Планировка (рис. 5.5, б) и конструкции внутреннего
оборудования вагона обеспечивают размещение спецконтингента и
обслуживающего персонала при перевозках в условиях умеренного климата.
В вагоне предусмотрено: водяное отопление с нагревом воды в котле
электронагревателями или твердым топливом, освещение естественное и
лампами накаливания, механическая приточная вентиляция, системы
холодного и горячего (для служебных помещений) водоснабжения. Вагон
оборудован автоматическим пневматическим, электропневматическим и
ручным тормозом, автосцепкой СА-3, поглощающим аппаратом типа Р-2П,
переходными площадками с резиновым ограждением баллонного типа,
вызывной и специальной сигнализацией, трансляционной радиосетью
(лучевая антенна). В вагоне установлены подвагонный ящик для хранения
продуктов в охлажденном виде, а также плита в кухонном отделении,
работающая на твердом топливе. Электроснабжение индивидуальное
напряжением 50 В от генератора или аккумуляторной батареи и
централизованное от подвагонной магистрали напряжением 3000 В. Год
начала производства 1990. Масса вагона (тара) без экипировки 50 т.
Количество мест: служебных 10, для спецконтингента 75. Конструкционная
скорость 160 км/ч. Вагон спроектирован по габариту 1-ВМ (ГОСТ 9238-83).
Плавность хода не более 3,25. Удельный расход электроэнергии не более
10,43 кВт/ч 1000 пассажиро-км. Средний коэффициент теплопередачи
ограждений кузова не более 1,11 Вт/м2.К. Максимальная
теплопроизводительность отопления не менее 40,6 кВт(ккал/ч). Запас воды
в системе водоснабжения 1000 литров, мощность комплектов
электрооборудования, длительная, 8 кВт. Энергоемкость вагона 1140750
кВт*ч.
В эксплуатации находится большое количество типов
отечественных и зарубежных пассажирских вагонов, построенных в более
ранние периоды времени, имеющих различные планировки кузова и
внутреннего оборудования, а также особенности систем жизнеобеспечения.
Купейный вагон модели 61-807 — с кондиционированием воздуха,
централизованным электроснабжением от контактной сети и индивидуальным
полупроводниковым преобразователем тока; некупейный спальный вагон
модели 61-806 с облегченным на 2,8 т кузовом благодаря применению
безникелевой нержавеющей стали в его конструкции; некупейный спальный
вагон модели 61-900 — повышенной населенности, достигнутой за счет
увеличения длины кузова с 23,6 до 26,0 м и др. Оригинальной планировкой
отличается вагон габарита 02-ВМ (рис. 5.6, а), в кузове которого
размещены восемь двухместных купе с мягкими спальными местами на 16
пассажиров. Между смежными купе находится умывальное отделение, вход в
которое сделан из каждого соседнего купе.
Вагон скоростного поезда относится к подвижному составу
межобластного сообщения. В его планировке (рис. 5.6, б) предусмотрен
пассажирский салон с 38 двухместными поворачивающимися мягкими
креслами. Электроснабжение вагона централизованное переменным током
напряжением 380/220 В, отопление электрическое, освещение
люминесцентное. Вагон снабжен системой кондиционирования воздуха,
водоохладителем питьевой воды, радиотрансляционной сетью, внутренней
телефонной связью.
В парке пассажирских вагонов находится подвижной состав
вспомогательного назначения, который спроектирован на базе пассажирских
вагонов. Сюда относятся почтовые, багажные вагоны и вагоны-рестораны.
Типы, основные параметры и размеры почтовых вагонов стандартизованы: ПП
— предназначен для перевозки почтовых отправлений, обработки и обмена
их в пути следования, оборудован устройствами для механизации
погрузочно-разгрузочных работ; ПП-1 —для перевозки почтовых отправлений
в контейнерах и обмена их в пути следования.
Почтовый вагон типа ПП модели 61-514 (рис. 5.7, а) имеет
трактовую и транзитную кладовые, зал для сортировки писем, служебное
отделение и все необходимое обустройство для работы и отдыха бригад и
проводников в длительных поездках.
Трактовая кладовая оборудована полками для посылок,
выгружаемых на промежуточных станциях. Транзитная служит для размещения
посылок, следующих до конечной станции.
Вагон почтовый типа ПП-1 модели 61-525 (рис. 5.7, б),
предназначенный для перевозки почты в контейнерах и других почтовых
отправлений в составе пассажирских или почтово-багажных поездов, имеет
грузоподъемность 23 т, площадь производственных помещений 53 м2. Его
багажная кладовая оборудована грузоподъемным устройством 0,5 т с
электроприводом. Электроснабжение индивидуальное, освещение лампами
накаливания, отопление водяное с комбинированным (электроугольным)
котлом, с программным управлением работой электронагревателей котла.
Водоснабжение самотечное горячей и холодной водой, вентиляция приточная
механическая, автоматизированная (от температурных преобразователей) и
естественная. Количество спальных мест для обслуживающего персонала 6,
масса тары 45 т; база вагона 17 м, тележки 2,4 м; длина по осям
сцепления автосцепок 24,537 м, кузова (наружная) 23,6 м;
конструкционная скорость 160 км/ч; габарит 1-ВМ (ГОСТ 9238-83).
Изготовитель — Санкт-Петербургский вагоностроительный завод им. И.Е.
Егорова. Год начала серийного производства 1990.
Багажный вагон модели 61-517 (рис. 5.8, а) предназначен для
транспортировки багажа в пассажирских или почтово-багажных поездах, а
современный вагон модели 61-524.1 и в грузовых поездах. Кузов этого
вагона цельнометаллический, имеет два тамбура, котельное и служебное
помещения, три купе, два туалета с душевыми установками, два коридора,
кладовую для груза, оборудованную ручной талью грузоподъемностью 3 т на
монорельсе и консольными поворотными кранами с такими же талями,
расположенными у погрузочных дверей. Электроснабжение вагона
индивидуальное, освещение лампами накаливания. Отопление водяное с
комбинированным (электроугольным) котлом, оснащенным программным
управлением работой электронагревателей котла.
Водоснабжение самотечное горячей и холодной водой.
Вентиляция приточная механическая автоматизированная от температурных
преобразователей и естественная. Вагон оборудован устройствами
сигнализации и связи. Ходовая часть — двухосные тележки тип II по ГОСТ
10527-84, автосцепка СА-3 с резинометаллическими поглощающими
аппаратами Р-2П, тормоз электропневматический и ручной.
Грузоподъемность вагона составляет 16 т, масса тары не более 51 т.
Длина по осям сцепления автосцепок 24,537 м, кузова (наружная) 23,6 м;
база вагона 17,0 м, тележки 2,4 м. Количество спальных мест для
обслуживающего персонала 4. Конструкционная скорость вагона 160 км/ч,
габарит подвижного состава 1-ВМ по ГОСТ 9238-83. Год начала
производства 1990. Изготовитель — Санкт-Петербургский
вагоностроительный завод им. И.Е. Егорова.
Багажно-почтовый вагон (рис. 5.8, б) предназначен для
эксплуатации на направлениях, где выполняются незначительные перевозки
багажа и корреспонденции, а следовательно, нецелесообразно применять
отдельно багажные или почтовые вагоны. В кузове такого вагона
предусмотрены багажная кладовая и кладовая для почты, в каждую из
которых можно разместить по 10 т груза. Вагон располагает всеми
необходимыми устройствами, позволяющими производить все операции с
багажом и корреспонденцией, а также обеспечить нормальные условия
жизнеобеспечения в длительных поездках.
Вагон-ресторан (рис. 5.8, в) имеет обеденный салон,
обеспечивающий одновременное обслуживание до 48 человек, кладовую для
хранения продуктов, кухню и другие помещения и оборудование,
позволяющее готовить пищу и обслуживать пассажиров в длительных
поездках.
К специализированным вагонам пассажирского парка относятся
также вагоны-электростанции, вагоны-клубы, служебные, столовые и др.,
спроектированные на базе пассажирских вагонов. Вагон-электростанция
предназначен для обеспечения электроэнергией пассажирских вагонов,
оборудованных централизованной системой электроснабжения. Вагоны
оснащены двумя или тремя дизель-генераторными установками мощностью по
200 кВт каждая. Вагон-электростанция с тремя дизель-генераторными
установками общей мощностью 600 кВт обеспечивают электроэнергией 15
пассажирских вагонов и потребителей самой электростанции. Вагон имеет
машинное отделение, оборудованное тремя дизель-генераторами типа
У18ГС-2К-КВ, отделение управления, в котором установлен главный пульт
управления, а также помещения и их оснащение, позволяющие выполнять
необходимую работу в допустимых условиях жизнеобеспечения
обслуживающего персонала.
Особенности конструкции и планировок вагонов пригородных
поездов обусловлены системой их эксплуатации — массовой перевозкой
пассажиров с частыми и короткими остановками. Поэтому планировка,
внутреннее оборудование, отопление и конструкция кузовов отличаются от
пассажирских вагонов дальнего и межобластного сообщений. На примере
современного прицепного вагона дизель-поезда модели 63-849 рассмотрим
особенности его конструкции, планировки и систем жизнеобеспечения.
Кузов вагона цельнометаллический, с внутренней обшивкой из
декоративного пластика или тонколистового проката с полимерным
покрытием и теплоизоляцией. Конструкция подножек позволяет его
эксплуатацию на участках дорог, имеющих высокие или низкие посадочные
платформы. Увеличенная ширина проходов позволяет производить быструю
высадку и посадку пассажиров при коротких остановках поезда. Входные
наружные двери кузова раздвижные с пневматическим приводом, а из
тамбура в салон раздвижные без привода, в торцевых стенах двери имеют
конструкцию, аналогичную применяемой в пригородных поездах. В
пассажирском салоне (рис. 5.9) установлены сдвоенные диваны на 6 и 4
пассажира. Для размещения багажа, верхней одежды и головных уборов
вдоль боковых стен укреплены полки и сдвоенные крючки. Внутри салона на
торцевых стенах смонтирована аппаратура связи «пассажир—машинист» и
радиооповещения пассажиров.
Освещение в вагоне (общее рабочее, дежурное и аварийное)
обеспечивается светильниками с лампами накаливания. В боковых стенах
кузова предусмотрено 10 глухих окон, 12 опускных и 2 окна аварийного
выхода. Вагон оборудован унифицированной автоматической системой
пожаротушения для тягового подвижного состава (УАСП) и системой
контроля нагрева букс. Количество пассажирских мест в вагоне: для
сидения — 110, номинальная населенность (количество мест для сидения и
плюс 5 стоящих пассажиров на 1 м2 свободной площади) — 230.
Масса тары вагона составляет 40,9 т, коэффициент тары
(удельная материалоемкость, приходящаяся на одно пассажирское место при
номинальной населенности) равен 0,178. Тележки типа КВЗ-ЦНИИ типа II
обеспечивают конструкционную скорость передвиже¬ния вагона локомотивом
120 км/ч с плавностью хода не менее 3,25. Кузов спроектирован по
габариту 1-ВМ, тележки 02-ВМ (ГОСТ 9238-83). Средний коэффициент
теплопередачи ограждений кузова при скорости движения вагона 120 км/ч
составляет 1,15 Вт/м2.К.
Двухэтажные пассажирские вагоны обеспечивают наиболее
рациональное использование габарита подвижного состава и повышение
провозной способности линий при минимальных затратах средств. Особенно
это относится к пригородным массовым перевозкам пассажиров, едущих на
небольшие расстояния. Опыт эксплуатации показал, что применение
двухэтажных вагонов в пригородном сообщении позволяют пропускную
способность существующих линий увеличить на 30 %, а эксплуатационные
расходы снизить от 10 до 25 % и более и уменьшить капитальные вложения
в расчете на одно пассажирское место на 5—10 %. При этом масса
двухэтажных вагонов, приходящаяся на одного пассажира, составляет 260
кг против 420 кг при одноэтажной компоновке, уменьшаются также
энергозатраты на тягу и тяговое обеспечение. Средняя часть кузова
двухэтажного вагона имеет пониженный пол. Над тележками расположены
тамбуры с входными дверями и лестницами для доступа на второй этаж. В
пассажирском парке имеются туристические двухэтажные вагоны с
застекленным куполом для обозрения местности (рис. 5.10).