Назначение, классификация, особенности конструкции
Пассажирские вагоны предназначены для размещения пассажиров при их
перевозке с обеспечением необходимых удобств, а также вспомогательных
транспортных операций и специальных пассажирских перевозок.
По способу перемещения пассажирские вагоны разделяются на
несамоходные (вагоны локомотивной тяги) и самоходные, являющиеся, как
правило, составными единицами поездов постоянного формирования
моторвагонного подвижного состава — электросекций и дизель-поездов.
В зависимости от дальности следования поездов в них
используются пассажирские вагоны: спальные, купейные или некупейные
(открытого типа), с креслами или жесткими местами для сидения.
Современный парк пассажирских вагонов состоит из
цельнометаллических вагонов, предназначенных для перевозки пассажиров
(86 %) и вспомогательного назначения (14 %). Вагоны локомотивной тяги,
предназначенные для перевозки пассажиров, используемые в дальнем и
межобластном сообщении, составляют более 70 % пассажирского парка. Все
эти вагоны, включая специализированные и вагоны вспомогательного
назначения, обращающиеся по магистральным путям МПС, представляют собой
замкнутую тонкостенную оболочку, подкрепленную гофрами и поперечными
балками 1 (рис. 5.1) рамы, стойками 2 стен и дугами 5 крыши. В
результате образуется цельнометаллическая тонкостенная несущая
конструкция, в которой используются нержавеющая, углеродистая и
низколегированная стали. Такие конструкции называются
цельнометаллическими вагонами (ЦМВ). Ходовая часть вагонов состоит из
двух двухосных тележек типа ТВЗ-ЦНИИ М с улучшенной плавностью хода.
Тормоз — автоматический с электропневматическим и
пневматическим управлением, имеется также ручной тормоз, привод
которого обеспечивает удержание вагона на уклоне до 15‰ .
Ударно-тяговые приборы — автосцепка типа СА-3 с ограничителем
вертикальных перемещений, резинометаллический поглощающий аппарат типа
Р-2П или Р-5П.
Современное внутреннее оборудование, удобная планировка всех
помещений вагонов, единство стилевого и цветового решения обеспечивает
высокий комфорт для пассажиров и обслуживающего персонала.
Все массовые типы вагонов пассажирского парка спроектированы
по габариту 1-ВМ (ГОСТ 9238-83), тележки — по габариту 02-ВМ,
обеспечивающие скорость движе¬ния до 160 км/ч. Плавность хода находится
в пределах 3,1—3,25. Производство отечественных купейных вагонов начато
в 1992—1993 гг., некупейных— 1988—1990 гг. Средний коэффициент
теплопередачи ограждений кузовов в стационарных условиях составляет
1,0—1,11 Вт/м2*К, удельный расход электроэнергии 10,2—16,7 кВт/ч на
1000 пассажиро-км (в купейных вагонах). Кроме обычных в эксплуатации
находятся, испытываются или разрабатываются пассажирские вагоны,
предназначенные для скоростного (до 250 км/ч) или высокоскоростного (до
350—500 км/ч) движения поездов.
Основными помещениями для пассажиров являются купе,
расположенные в кузове вагона, служащем также несущей конструкцией,
способной воспринимать все виды нагрузок, возникающих в эксплуатации.
Для обеспечения температурных условий в помещениях вагона
ограждение кузова (стены, крыша, пол) имеет изоляцию. К внутреннему
оборудованию пассажирских вагонов относятся устройства, составляющие
интерьер вагона и выполняющие его планировку в соответствии с
назначением: перегородки между помещениями, облицовка стен, пола и
потолка, места для лежания или сидения пассажиров, размещения багажа,
окна, двери, различная арматура.
Каждый пассажирский вагон имеет систему электроснабжения,
обеспечивающую питание электроэнергией всех его потребителей:
устройства отопления, освещения, электробытовых приборов и др. К
климатическим устройствам пассажирских вагонов относится комплекс
оборудования, включающий установки отопления, вентиляции и
кондиционирования воздуха, необходимые для обеспечения в вагоне
нормальных температурных условий и воздухообмена. В
санитарно-техническое оборудование пассажирских вагонов входят
санитарные узлы и система водоснабжения.