Локомотивы принято классифицировать по роду службы, ширине колеи, типу кузова, числу секций и по некоторым другим признакам.
По роду службы локомотивы делятся на грузовые, пассажирские,
универсальные, маневровые, промышленные. К универсальным относятся
грузопассажирские и маневровые локомотивы. Локомотивы, работающие в
грузовой и пассажирской службах, называются поездными или
магистральными.
По типу кузова локомотивы могут быть с несущей рамой и
съемным кузовом, с несущими боковыми стенками и рамой и с цельнонесущим
кузовом, когда рама, боковые стены и крыша работают как одно целое.
Съемный кузов может быть вагонного или капотного типа. Кузов
вагонного типа (рис. 6.5) обеспечивает доступ локомотивной бригады к
силовому оборудованию во время движения без выхода из кузова. Это
улучшает условия работы бригады и аэродинамику поезда. Поэтому кузовами
такого типа оборудуются в основном поездные локомотивы.
В кузове капотного типа (рис. 6.6.) боковые стенки и крыша
закрывают лишь силовые агрегаты, что обеспечивает хороший обзор из
кабины машиниста, но при этом ухудшается аэродинамика, особенно при
высоких скоростях. Поэтому локомотивы с таким типом кузова используют в
основном для маневровой службы.
По числу секций локомотивы бывают односекционные,
двухсекционные и многосекционные (рис. 6.7). Как тепловозы, так и
электровозы любой мощности можно соединит по две или более единицы с
управлением из одной секции. Такое их использование в поездной службе
называют работой по системе многих единиц.
По типу передачи вращающего момента от тягового двигателя на
ось колесной пары локомотивы бывают с электрической, гидравлической,
механической и гидромеханической передачей
По типу экипажной части локомотивы делятся на тележечные и
бестележечные. К бестележечным относятся паровозы. Все современные
локомотивы — тележечного типа.
Для характеристики количества, расположения и назначения
осей применяется осевая формула. В осевой формуле для локомотивов
тележечного типа цифра указывает число осей в тележке. Знак «о»,
расположенный в индексе цифры, означает, что каждая ось ведущая, то
есть имеет индивидуальный тяговый электродвигатель. Количество цифр
означает число тележек. В осевой формуле тепловозов с гидропередачей
возле цифры знак «о» не ставится. Знаки «-» или «+» указывают на
отсутствие или наличие жесткой связи между тележками.
Например: 2о-2о (локомотив имеет две двухосные тележки,
каждая ось — ведущая; З(Зо-Зо) — трехсекционный локомотив, в каждой
секции две трехосные тележки, каждая ось ведущая; 2о+2о-2о+2о —
локомотив имеет четыре двухосные тележки, каждая ось ведущая, каждая
пара тележек имеет жесткую связь; 2(2-2) — локомотив с гидропередачей,
двухсекционный, имеет двухосные тележки.
Локомотивы различают также по сериям. Серия локомотива — это
обозначение локомотивов, построенных по одному проекту.
Серии паровозов: СО (Серго Орджоникидзе), ФД (Феликс
Дзержинский), ИС (Иосиф Сталин), Л (Лебеденский), П36 (Победа), О
(основной).
Серии тепловозов: Т — тепловоз; Э — электрическая передача;
Г — гидравлическая передача; П — пассажирский; М — маневровый.
Цифры в серии после буквенного обозначения указывают номер
серии тепловоза и завод-изготовитель (с № 1 по 49 — Харьковский завод,
с № 50 по 99 — Коломенский завод, с № 100 и выше — Луганский завод).
Цифра перед буквой обозначает количество секций в тепловозе. Например
2ТЭ116, ТЭП70, ТЭМ2, ТГМ11.
Серии электровозов: ВЛ — Владимир Ленин. Следующие за этими
буквами цифры обозначают: до 1956 г. — нагрузку на ось, тс (ВЛ19, ВЛ22,
ВЛ23); с 1956 г. — номер серии и род тока (с № 1 по 18 — восьмиосный,
постоянного тока (ВЛ8, ВЛ10, ВЛ11); с № 19 по 39 — шестиосный,
постоянного тока (ВЛ19, ВЛ22, ВЛ23); с № 40 по 59 — четырехосный
переменного тока; с № 60 по 79 — шестиосный, переменного тока (ВЛ60); с
№ 80 и выше — восьмиосный переменного тока (ВЛ80, ВЛ85).
В ряде серий к цифровому обозначению электровоза добавляется
буквенная индексация: ВЛ80а (асинхронные тяговые двигатели), ВЛ80в
(вентильное регулирование), ВЛ60к (кремниевые выпрямители), ВЛ80с
(системное соединение секций), ВЛ80т (реостатное торможение), ВЛ80р
(рекуперативное торможение).
На железнодорожных участках, где стыкуются системы
переменного и постоянного тока, эксплуатируются электровозы двойного
питания ВЛ82, ВЛ82м.
Электровозы чешского производства обозначаются следующим
образом: ЧС1, ЧС2, ЧСЗ — шестиосные постоянного тока; ЧС4 — шестиосные
переменного тока; ЧС6, ЧС7, ЧС200 — восьмиосные постоянного тока; ЧС8 —
восьмиосные переменного тока.