Дизель или бензин? Такой вопрос задает себе множество покупателей
авто. Дать определенный ответ на этот вопрос – не так просто.
Изначально необходимо рассмотреть определенные характеристики обоих
типов двигателей, которые дадут возможность принять правильное решение в
выборе машины.
Дизель
Однозначным преимуществом дизельного мотора, используемого на мощной технике вроде КРАЗа, является
его экономичность, которая связана с пониженным расходом топлива.
Объясняется это, во-первых, более высоким КПД за счет увеличения степени
сжатия до 20-22 единиц в сравнении с 9-10 у бензинового двигателя.
Во-вторых, значительному уменьшению расхода топлива помогает
качественное регулирование рабочей смеси. Это значит, что количество
воздуха, подаваемое в цилиндры, не зависит ни от оборотов двигателя, ни
от нагрузки – это количество постоянно. А вот количество впрыскиваемого
топлива прямо зависит от нагрузки: с увеличением нагрузки увеличивается
и расход топлива. Однако в любом случае, даже при максимальной
нагрузке, объем подаваемого топлива в 1.5 .. 1.7 раза меньше, чем у
бензинового мотора с аналогичным рабочим объемом.
Эти два фактора гарантируют высокую эффективность сжигания
топлива в дизельных двигателях. Первый фактор – это постоянная степень
сжатия, вследствие чего температура и давление в конце сжатия не
зависят от нагрузки, а второй – более бедная рабочая смесь по сравнению с
бензиновым мотором.
Всем известно, что мощность и расход топлива главным образом
зависят от сопротивления воздухоочистителя, влияющего на количество
воздуха в цилиндрах, угла впрыска, качественного распыления топлива
форсунками, характера подачи его насосом и изначальным давлением
впрыска.
И здесь проявляется еще один отличный фактор дизеля – его более
высокая устойчивость отрегулированных параметров системы впрыска топлива
в сравнении с бензиновым двигателем. Из этого становится ясно, почему
требуется строго следить за качеством очистки воздуха и топлива, за тем,
чтобы не было перегрева мотора, что сразу же скажется на работе
форсунок и поршневой системы.
Хорошим положительным моментом дизельного двигателя является его
большая работоспособность по отношению к бензиновому. Это можно
объяснить дизельным топливом, являющимся в какой-то степени смазочным
материалом, а также жестко выполненным коленвалом, блоком цилиндров, поршневой группой, головкой блока цилиндров.
Присутствуют у дизельного двигателя и специфические недостатки, к
которым можно отнести: большая масса, уменьшенная литровая мощность,
повышенный шум, высоким давлением сгорания и трудность пуска при
отрицательных температурах воздуха. После пробега в 100 тыс. км запуск
бывает особенно трудным.
Дополнительно к этому, износ плунжерной пары ТНВД вызывает
нарушение герметичности посадки иглы форсунки. Это ведет к
некачественному распылению топлива при пуске, когда обороты небольшие.
При износе цилиндро-поршневой группы, когда обороты небольшие,
наблюдается значительный прорыв сжимаемого воздуха в картер, что не дает
возможности достичь требуемого давления и температуры для воспламенения
топливной смеси.
Однако существуют несложные приспособления, дающие возможность
быстро заводить мотор даже при низких отрицательных температурах
воздуха. К примеру, одно из таких устройств – это теплообменное
устройство, которое на холодную пору года устанавливают во впускной
коллектор.
Опыт показывает, что происходящие изменения в цилиндро-поршневой
группе и топливной системе не повышают расход топлива и не уменьшают
мощности двигателя. Главной причиной ремонта является повышенный расход
масла. Определяется такой расход по появлению голубого дыма от сжигания
масла и необходимости более часто доливать его.
Бензиновый мотор
У бензиновых моторов, используемых в основном на легковых машинах вроде ИЖ, более высокая частота вращения коленчатого вала,
больший литровый объем, а вибрация и шумность более низкие. Рабочая
смесь регулируется количеством. Это дает низкую степень сжатия на
средней мощности – главном режиме работы легковых авто. Это приводит к
низкой эффективности сгорания, а, значит, неэффективному расширению, что
в итоге ведет к повышенному расходу топлива.
Сравнение моторов
Проводимые испытания авто с бензиновым и дизельным мотором
эквивалентной мощности дали следующие результаты. Если на номинальных
мощностях КПД бензинового двигателя на 20% ниже дизельного, то в
некоторых режимах этот разрыв достигает 40% и более. То есть, расход
топлива на 100 км снижается от 25% в условиях городского цикла до 50% –
на трассе.
В настоящее время для понижения токсичности проведено большое
количество доработок бензиновых двигателей. Существенно улучшился
показатель токсичности из-за введения управляемого прямого впрыска
поршневым процессором. Тем не менее, ведущие специалисты считают, что в
предъявляемых на настоящий день повышенных требованиях к защите
окружающей среды, а также к расходу топлива дизельные двигатели
по-прежнему остаются более перспективными.
|