Кадыл Таласпеков: работа на опережение – наш главный принцип
29.12.2009
Можно с уверенностью говорить, что с локомотивным хозяйством тесно
связаны практически все отрасли и сферы, страны и регионы. Недаром
выражение «локомотив экономики» ассоциируется с различными
направлениями деятельности. Об итогах уходящего года, перспективах на
будущее и о много другом рассказывает президент АО«Локомотив» Кадыл
Таласпеков.
- Мы беседуем с Вами в преддверии Нового года, поэтому хотелось бы подвести итоги уходящего 2009 года?
- В течение этого года была проведена значительная работа по всем
направлениям деятельности АО «Локомотив». Проведена структурная
реформа, как в центральном аппарате, так и в филиалах - локомотивных
депо. Завершена работа над «Стратегией технического и технологического
развития АО «Локомотив» до 2020 года», которая была разработана на
основании «Стратегии развития АО «НК «КТЖ» до 2020 года».
Главные цели новой программы - обеспечение качественных перевозок,
повышение безопасности движения поездов и уровня надежности
эксплуатируемой техники, ее оздоровление, а также определение уровня
занятости ремонтных и эксплуатационных предприятий. Эта программа
станет настольной книгой для нас.
Первоначальный ее вариант обсуждался совместно с другими
структурами железной дороги. При ее реализации мы намерены тесно
сотрудничать с ремонтными предприятиями, акиматами и общественными
организациях для того, чтобы решить наиболее важные и острые вопросы
экономического и социального характера, которые могут возникнуть в ходе
реализации документа, и, в первую очередь, касающиеся занятости.
Возвращаясь к итогам года, надо отметить, что еще одним из наших
достижений в этом году стало утверждение отраслевых стандартов в
области охраны труда по трехступенчатому контролю и определению
номенклатуры показателей безопасности. На основе функционального
анализа разработаны карты бизнес-процессов, формы управления записями и
документами. Это совершено новые для нас документы, которые выводят на
системный уровень нашу работу в вопросах охраны труда.
-Как решались социальные программы в этом году?
- По мере возможности мы продолжаем заботиться не только о наших
сотрудниках, но и особенно о ветеранах, заслуженных тружениках. Все эти
моменты прописаны в Коллективном договоре, заключенном в 2008 году на
период 2009-2011 годы между администрацией и трудовым коллективом АО
«Локомотив», и который является для нас главным социальным документом.
Практически все статьи Коллективного договора нами выполнены. О
проделанной работе я лично отчитался перед профсоюзными лидерами
филиалов АО «Локомотив» на ежегодном итоговом Совете профсоюзов,
который недавно проходил в Астане. Всего в этом году на социальные
нужды было потрачено свыше 885 млн. тенге. Было приобретено для
работников АО «Локомотив» свыше 1700 путевок на санаторно-курортное
лечение. Кроме того, не забыты и наши ветераны. В этом году в
санаториях оздоровилось 90 пенсионеров. Не оставлены без внимания и
дети локомотивщиков, которые ежегодно летние каникулы проводят в
детских оздоровительных центрах.
Для привлечения специалистов на новые железнодорожные участки и с
целью улучшения их бытовых условий действует программа капитального
строительства. В этом году введен в эксплуатацию административно -
бытовой комплекс, где разместился филиал АО «Локомотив» -
«Кандыагашское эксплуатационное локомотивное депо». В прошлом году было
построено 11 жилых двухквартирных домов на станции Никельтау – это
целая улица, которую назвали «улицей железнодорожников». Проводится
работа по организации строительства АБК и жилья на станции Достык.
В этого году 177 работников локомотивных бригад, достигнувшие
59-летнего возраста и имеющие стаж работы не менее 12,5 лет, стали
получателями отраслевого пособия по возрасту за счет средств АО
«Локомотив». Всего в АО «Локомотив» получают отраслевое пособие - 719
человек. Машинист и помощник машиниста трудятся в тяжелых условиях, в
постоянном психологическом напряжении, под влиянием электромагнитных
волн, в кабине машиниста – постоянный шум и вибрация. Все это
провоцирует сердечно-сосудистые, вегетативные и другие заболевания.
Поэтому мы считаем своим долгом: нести ответственность за их здоровье.
Пособие выплачивается до наступления пенсионного возраста (63 лет),
затем работник будет оформлять государственную пенсию.
- В рамках антикризисной программы, наверняка, в АО «Локомотив» поднимался вопрос о сокращении работников локомотивных бригад?
- Мы поставили перед собой задачу: несмотря ни на какие трудности
- сохранить кадры, поэтому была проведена оптимизация штата. Что это
значит? Эксплуатационным локомотивным депо - среди них депо Туркестан,
Павлодар, Есиль, Арысь, где некоторые машинисты и помощники в связи с
колебанием объема перевозок остались без работы, было рекомендовано
переводить машинистов и их помощников в другие депо, где имелись
вакансии. В целом принято решение оптимизировать штаты в количестве 135
человек. Процесс оптимизации был для нас не столь болезненным, потому
что, во-первых, многие машинисты и помощники получили работу в других
депо, среди них в депо Макат, Актогай, Атырау, Кандыгаш, Балхаш,
Мангистау, во-вторых, имел место естественный отток: работники выходили
на пенсию, становились получателями отраслевого пособия по возрасту и,
в-третьих, высвободившимся работникам были предложены другие должности,
среди них –дежурного по депо, старшего дежурного по депо,
машинистов-инструкторов, водителей, электрогазосварщиков и т.д..
Поэтому можно сказать, что в данный момент мы этот процесс смогли
пережить относительно спокойно.
- В прессе муссировался слух о том, что в качестве помощников машиниста
трудоустраиваются люди, имеющие поддельные свидетельство об окончании
курсов машиниста. Что делается для того, чтобы такие работники не
приходили на железную дорогу?
- Действительно, такие случаи имели место в некоторых эксплуатационных
локомотивных депо. Надо отметить, что свидетельство об окончании курсов
помощника машиниста, как выяснили правоохранительные органы, были
действительно выданы в учебных заведениях, хотя эти люди там не
обучались. С теми людьми, которые предоставили подобные документы,
трудовые договоры были расторгнуты. Кроме того, после первого такого
случая всем депо было указано провести инвентаризацию, для этого они
делали запрос в Центры внутрифирменного обучения работников
железнодорожного транспорта и в другие учебные заведения, чтобы
выяснить, какие люди проходили обучение в них, а какие нет. В данный
момент при приеме на работу кадровик запрашивает в учебном заведении:
действительно ли потенциальный работник получал знания в том или ином
учебном заведении.
- И последний вопрос, какие задачи вы ставите перед АО «Локомотив» на 2010 год?
- Главные принципы нашей работы – планомерность, целенаправленность и
работа на опережение. Их мы будем придерживаться и в следующем году. Мы
должны заранее просчитывать те или иные процессы на несколько шагов
вперед, видеть цели и заранее планировать наши ресурсы и работу. В 2010
году мы планируем продолжить работу по тарифообразованию, внедрению
требований международных стандартов бухгалтерской и финансовой
отчетности, улучшение интегрированной системы менеджмента. В следующем
году большое внимание будет уделено кадровому вопросу. Активную и
перспективную молодежь мы будем выдвигать на ответственные должности,
продолжим работу по формированию и развитию кадрового резерва. Мы
рассчитываем на большую поддержку и понимание наших партнеров -
профсоюзных работников, представителей трудового коллектива.
В 2010 году мы приступим к реализации «Стратегии технического и
технологического развития АО «Локомотив» до 2020 года». В ее рамках
планируем закупить 52 локомотива нового поколения в рамках реализации.
Всего до 2020 года мы приобретем 1512 локомотивов, из них 96 процентов
будут произведены в нашей стране. В программе большое внимание
уделяется вопросу внедрения ресурсосберегающих технологий и
оснащенности локомотивов приборами безопасности движения. Так,до 2014
года планируется приобрести около 3000 приборов безопасности, более 700
единиц радиостанций.
Кроме того, будет проведена оптимизация плеч обслуживания
некоторых железнодорожных участков, а также ремонтных и наших
подразделений, пересмотрена система организации сервиса новых
локомотивов. Ключевые направления программы позволять расширить доступ
к новым технологиям, инновациям в сфере железных дорог.
В следующем году все наши силы будут брошены на улучшение
показателей эксплуатационной работы, а также на недопущение случаев
браков и затруднений. Мы будем внедрять новые технологии управления, в
том числе корпоративные и информационные. И самое главное, мы
проанализируем итоги работы 2009 года, проведем работу по устранению
допущенных ошибок. Для этого будет проведена серьезная работа.