20.12.2009 11:20:00
Источник: Журнал "Транс-Экспресс Казахстан"
Год назад на должность президента Акционерного общества "Локомотив"
был назначен Кадыл Секенович Таласпеков. Вниманию наших читателей
предлагаем интервью с руководителем одного из ведущих хозяйств отрасли,
в котором он рассказывает, чем запомнился год ему самому, что удалось
сделать за это время и над чем еще предстоит работать.
- Год работы на новом месте – это, в первую очередь, повод
подвести некоторые промежуточные итоги, повод оглянуться назад для
того, чтобы затем увереннее идти вперед. «В этом мире нет ничего
сильнее идеи, время которой пришло!» - сказал как-то Виктор Гюго. Я
считаю, что для решения многих вопросов, которыми мы интенсивно
занимались в течение этого года, время действительно пришло.
Проведена структурная реформа, как в центральном аппарате, так и в
филиалах Общества - локомотивных эксплуатационных депо. В центральном
аппарате мы пошли на изменение структуры, и, с учетом необходимости
корпоративного развития, создали для этого соответствующее
подразделение, а также ввели должность корпоративного секретаря.
У нас действует ряд коллегиальных органов, таких, как кризисная
группа, комитет по рискам, инвестиционная и бюджетная комиссии,
технический совет, топливная комиссия, комиссия по борьбе с коррупцией
и коррупционными проявлениями, комиссии по моральному и материальному
стимулированию, социально – бытовым вопросам и другие. В этом году были
обновлены их составы, разработаны положения, налажена работа. Такое
количество и разнообразие коллегиальных органов обусловлено, в первую
очередь, широтой спектра деятельности АО «Локомотив».
Для филиалов, с учетом их классности, были разработаны единые
типовые структуры, в которых мы приняли ревизоров по безопасности
движения и старших приемщиков. Данные структуры стали основой для
каждого филиала при разработке ими своих документов и новых штатных
расписаний с учетом оптимизации штатов. Причем, оптимизация вовсе не
стала синонимом сокращения штатов, как это, к сожалению, принято в
последнее время. Это, скорее перегруппировка сил, потому что там, где
была необходимость, мы создавали дополнительные штатные единицы.
Работа ответственная и не одного дня, потому что речь идет о
судьбах людских, но выполнить ее было необходимо для обеспечения нашей
деятельности. Процесс совершенствования структуры все еще продолжается
и это нормально, потому что железная дорога - живой организм, который
непрерывно развивается, и мы должны адекватно и своевременно
реагировать на эти изменения.
Развиваются новые направления в нашей деятельности, такие, как
создание системы управления рисками и ее повсеместное внедрение. В этом
отношении Акционерное Общество «Локомотив» не отстает, а в отдельных
моментах и опережает наших коллег из других подразделений АО «НК «КТЖ».
Вообще, работа на опережение - одна из ключевых задач, которые
ставятся перед коллективом. Мы, как профессионалы железнодорожного
транспорта, должны просчитывать те или иные процессы на несколько шагов
вперед, видеть стратегические цели и заранее планировать наши ресурсы и
работу.
В этой связи показательными примерами перспективного планирования
является работа над Программой технического и технологического развития
АО «Локомотив» до 2020 года, Программа оптимизации ремонтных баз, План
развития на ближайшую пятилетку.
Продолжается активное сотрудничество с нашими зарубежными
партнерами: компанией «General Electric Transportation» и Чжу-Чжоуской
электровозостроительной компанией (ЧЧЭК). С американскими коллегами
решаем вопросы приобретения комплектующих для строительства на заводе в
Астане новых локомотивов серии «Evolution®», сервисного обслуживания
модернизированных локомотивов. С партнерами из Китая мы взаимодействуем
в рамках реализации договора о приобретении пассажирских электровозов,
организации их сборки в Казахстане, вопросах ремонта и обслуживания
ранее приобретенных локомотивов, обсуждения технического проекта
грузового электровоза для наших железных дорог. Параллельно
отрабатываются вопросы испытаний новых локомотивов, их сертификации. В
связи с внедрением современной техники, новых технологий нам предстоит
также значительная нормотворческая работа.
- В последнее время Вы часто употребляете термины «хозяин локомотива» и
«хозяйское отношение». Что Вы вкладываете в эти понятия?
- За этот год мы действительно осознали себя хозяева Локомотива в
полном понимании этого слова. Я не ошибся, слово «Локомотив» я пишу с
большой буквы. Не потому, что это название нашего акционерного
общества, тяговый подвижной состав - основное средство производства,
наш хлеб. Что я вкладываю в понятие хозяйское отношение? Я думаю, что
когда вы чувствуете, что лично связаны с чем-то, лично меняете это,
тогда вы ощущаете себя хозяином. Когда ко всему что имеешь, ко всему,
что ты делаешь, относишься как к своему личному дело – это и есть
хозяйское отношение. Именно такой принцип лежит в основе многих
поступков, в основе принятия многих решений в нашем коллективе.
При каждом выезде на линию, на встречах с трудовыми коллективами
филиалов АО «Локомотив» мы неизменно говорим об этом, подчеркиваем
необходимость воспитания хозяйского отношения к локомотивам при их
содержании, эксплуатации и ремонте. В этом формате мы также работаем с
ремонтными предприятиями и не просто надеемся на их сознательность в
работе, но и воюем за каждый тепловоз, электровоз, за качественный их
ремонт.
Требуем от ремонтников технологического, материального и кадрового
наполнения их производственных баз, а от наших приемщиков – повышенного
внимания и требовательности. И только хозяйское отношение к нашим
локомотивам заставляет нас поднимать сегодня вопрос о переходе на
ремонт по фактически выполненным объемам работы. Это, по нашему мнению,
будет способствовать постановке на локомотивы новых запчастей и узлов,
заставит наших смежников получать свои деньги за конкретно сделанную
работу и быть дисциплинированными. Со своей стороны и от наших
работников мы требуем полной отдачи при выполнении ими своих
обязанностей, а также умения видеть перспективы и работать на них.
Для этого мы развиваем в коллективе корпоративную культуру. Это
значит, что у нас есть определенные принципы и морально-этические
ценности, и мы стараемся придерживаться их. Мы уважаем личность каждого
и при этом считаем, что интересы акционерного общества и каждого его
работника должны быть неразделимы. Четко определяем цели своей работы.
Активно взаимодействуем с внешним окружением. Ценим профессионализм и
стремимся быть лучшими. Мы обновили наш сайт. И вот уже
www.Lokomotiv.kz работает, создает новые ресурсы, привлекает новых
участников, становится нашей визитной карточкой и обеспечивает нам
обратную связь с нашими партнерами, коллегами и друзьями не только в
Казахстане. Сайт помогает нам в обсуждении наших планов, в определении
нашего места в обществе, в выявлении и исправлении наших недостатков,
как рачительных хозяев. Это тоже часть нашей корпоративной культуры и
хозяйского отношения к тому, что у нас есть.
- А что у вас вызывает чувства удовлетворенности, чего не удалось достигнуть, какие задачи ставите перед собой?
-Считать себя в ответе не только за выполненные, но и за то, что не
сделал – это главный принцип в работе. Если у руководителя, любого
работника есть требовательность, чувство повышенной ответственности за
свое дело, за людей, которые идут рядом, то не может быть отрицательных
результатов по определению.
Возможно, через какое-то время найдутся эксперты, которые начнут
квалифицированно объяснять, почему не удалось реализовать те или иные
задачи, хотя они и давали определенные прогнозы. Безусловно, к их
мнению стоит прислушаться, но не следует при этом забывать и слова
Уинстона Черчилля, который отмечал, что «Эксперт - это тот человек,
который задним числом может объяснить, почему его прогноз не
оправдался».
Со своей стороны я считаю, что коллектив очень много поработал за
этот год, но наше хозяйство настольно сложное и неоднозначное, что чем
больше мы делаем, тем больше надо сделать еще. Примером тому может
послужить недавнее поражение на Карагандинском отделении дороги при
организации работы локомотива, оборудованного вибропантографом. Даже с
учетом того, что сложились тяжелые метеорологические условия, причиной
так и во многих других случаях, стал все-таки человеческий фактор. И
это при том, что предварительно многое было сделано для приведения в
соответствие документации соблюдения техпроцесса при подготовке
хозяйства к работе в зимних условиях. Значит, что-то упустили, чего-то
недоучили и есть еще над чем работать в перспективе.
Поэтому мы ставим перед собой повышенную задачу - до конца этого
года завершить предварительную работу для получения сертификатов на
соответствие требованиям интегрированной системы менеджмента,
включающей в себя систему менеджмента качества ИSО 9001-2008, систему
менеджмента охраны труда и здоровья, профессиональной и технической
безопасности ОНSAS 18001-2007 и систему экологического менеджмента ИSО
14001-2004. Завершается сертификационный аудит, по итогам которого
будет приниматься решение о выдаче нам указанных сертификатов. Это
станет не только еще одной объективной оценкой нашей деятельности, но и
стимул к дальнейшему улучшению работы. Над этим мы будем работать и
дальше. Если посмотреть на то, что уже сделано – может показаться, что
прошло уже много времени, гораздо больше года.
А с учетом всех наших планов, с учетом того, что вообще хотелось сделать, то года для этого, конечно, мало.
Единственное, что хотелось бы добавить: нам пришлось бы намного
труднее, не будь поддержки АО «Национальная компания «Қазақстан темір
жолы», наших партнеров и, самое главное, самоотверженности и трудолюбия
всего коллектива Акционерного общества «Локомотив», который поверил в
положительные перемены и делает все от него зависящее, чтобы
реализовать намеченное.