Если вы стремитесь быстро сделать карьеру и гонитесь за
длинным рублем, лучше выбрать другую профессию… В кабине электровоза
остаются работать надолго в основном энтузиасты и романтики, которых
стук колес, мелькающий свет станций и разъездов, темнота туннелей
привлекает больше, чем работа в офисе.
Именно так считает Константин Лапин, машинист электровоза KZ4А,
который более трех десятков лет трудится в Алматинском эксплуатационном
локомотивном депо. За ним закрепилась слава высококлассного машиниста,
профессионала своего дела. Застала я его перед самой поездкой, когда он
осматривал электровоз.
Подхожу поближе, не электровоз, а просто красавец какой-то: манит и
сверкает своей чистотой и изящностью. Не удержавшись, попросилась у
Константина Ивановича пройти в кабину. От изобилия всяких кнопок,
рычагов и переключателей разбегаются глаза. Да еще бортовой компьютер.
Константин Иванович показывает, как он работает. Загорается монитор, на
котором фиксируются все параметры работы локомотива, расшифровочное
табло, идет показ всех блоков и аппаратов, тяговых двигателей,
преобразований. Константин Иванович делает еще одно переключение, и в
силу вступает система контроля воздуха: выдаются параметры давления в
тормозном цилиндре, системы стояночного тормоза, давления
уравнительного резервуара, температуры колесных пар локомотива. По всем
этим приборам машинист и следит за работой локомотива.
– С помощью контролера машинист задает скорость следования по
участку, а остальную работу поезда выполняет компьютер. Когда
происходит какая-нибудь неисправность, идет отказ систем – выдает это
загоревшаяся контрольная лампа на пульте машиниста – снова включается в
дело помощник компьютер, который сразу фиксирует их в страницах записи
отказов, – рассказывает Константин Иванович. – Машинист задает
«устранение», и компьютер устраняет эти неисправности в блоках
микропроцессора локомотива. Таким образом, машинист не отвлекается на
ликвидацию неполадок локомотива.
За всей поездкой следит система КЛУБ (комплексное локомотивное
устройство бе-зопасности), фиксирующая все параметры управления
локомотивом: скорость, торможение (допустимое, фактическое), давление
тормозной магистрали и т. д. Перед поездкой вставляется специальная
кассета, которая регистрирует всю текущую работу. После поездки она
переходит к техникам-расшифровщикам скоростемерных лент, и они уже на
персональном компьютере считывают всю накопленную за поездку информацию
Смотрю, слушаю и удивляюсь, это сколько нужно учиться, чтобы всем
этим овладеть. Самой даже захотелось поехать в кабине машиниста
электровоза, стать участником поездки. Между тем, беседуя со мной,
Константин Иванович то и дело проверяет устройства в кабине. Делает он
это так быстро и умело, что за всеми его движениями сразу не уследишь.
– Дорога есть дорога, и какой она будет завтра – предугадать
невозможно. Любой машинист хранит в своем «архиве» свои поездные
истории, «горячие» поездки, когда приходится действовать мгновенно,
буквально за считанные секунды, – делится Константин Лапин. – Искусство
машиниста состоит именно в том, чтобы заставить поезд в тот или иной
момент времени быть в нужном состоянии. Для этого надо хорошо знать
особенности работы локомотива, профиль пути и многое другое. Лишь тогда
машинист сумеет без толчков увеличить скорость, плавно тормозить поезд.
В сентябре 2002 года Константина Лапина как грамотного и
преуспевающего специалиста колонны отправили на учебу в г. Чжучжоу
(КНР).
– Новое дело всегда начинаешь с азартом и в то же время с
осторожностью, при этом испытываешь чувство удовлетворения от того, что
у тебя что-то получается. Каждое начинание интересно, к примеру, как
разрабатывались эти локомотивы? – говорит машинист Константин Иванович.
– На заводе в Китае нас обучали настоящие мастера, достаточно внятно и
доходчиво они читали нам лекции и проводили практические занятия. Мы
изучали систему электровоза, смотрели, как собирается кузов и остальные
его комплектующие.
Скоростной поезд «Тулпар» можно назвать транспортным лицом нашей
республики, услугами которого пользуется определенный контингент людей:
депутаты, государственные деятели, бизнесмены. Поэтому мы стараемся
обес-печить комфорт людям. Так что за весь период функционирования
данного скоростного поезда нареканий в плане вождения к нам не
поступало, – подытоживает машинист.
По его убеждению, не каждому дано управлять локомотивом. И такие
качества, как моментальная реакция, выносливость, интуиция и даже
смекалка, раскрываются только в процессе работы.
Константин Лапин неоднократно участвовал в профессиональных
конкурсах и занимал призовые места. У него любимая работа, дружная
семья, а что еще нужно человеку?
Елена Колдасбаева
|