Республиканское государственное
предприятие «Казақстан темір жолы» создано 01 февраля 1997 г. путем
слияния республиканских государственных предприятий :Управления Алматинской
железной дороги , Управления Целинной железной дороги и Управления
Западно-Казахстанской железной дороги (Постановление Правительства Республики
Казахстана от 31 Января 1997 года №129) .
Основными задачами
Республиканского государственного предприятия «Казақстан темір жолы»
являются перевозки железнодорожным транспортом грузов и пассажиров в Республике
Казахстан . РГП «Казақстан темір жолы» осуществляет свою деятельность в
соответствии с законодательством Республики Казахстан на основе права
хозяйственного ведения , сочетая экономические методы управления с
централизованным руководством перевозочным процессом .
Республиканское государственное
предприятие «Казақстан темір жолы» является юридическим лицом и
осуществляет свою деятельность на основе действующего законодательства Республики
Казахстан и своего Устава . Финансовая и производственная деятельность
Республиканское государственное предприятие «Казақстан темір жолы» осуществляется
на основе хозяйственной самостоятельности . Республиканское государственное
предприятие «Казақстан темір жолы» имеет самостоятельный
(консолидированный) баланс, расчетный , валютный и др. счета в банке , гербовую
печать с указанием своего наименования на казахском и русском языках .
В состав Республиканское
государственное предприятие «Казақстан темір жолы» входят- дочерние государственные
предприятия со своими филиалами , такие как пассажирские перевозки , Центр
фирменного транспортного обслуживания , Желдорстрой , Транстелеком и др.
Имущество Республиканского
государственного предприятия «Казақстан темір жолы» составляют его
основные фонды и оборотные средства , а также иные материальные ценности и
финансовые ресурсы которые отражаются в самостоятельном балансе .
История магистралиЖелезные дороги сыграли огромную
роль в развитии экономики Казахской Советской Социалистической Республики, а
затем и суверенного государства Казахстан. Огромная территория , размещение
производительных сил по окраинам республики , природные ресурсы, в первую
очередь –уголь, руда, нефть- делали безальтернативным развитие железнодорожного
транспорта .
Строительство железных дорог на
территории Казахстана началось в 1893 году, тогда была построена узкоколейная
железная дорога от Волги к городу Уральску . В 1913 году эта линия была
перешита на широкую колею и сыграла свою положительную роль в освоении
производственных сил Западного Казахстана . По самому северу республики на
протяжении 182 километра в середине 90-х годов 19 века прошла Транссибирская
магистраль. В то время были построены так называемые горнозаводские
узкоколейные железные дороги, которые обеспечивали доставку грузов и вывозов
угля, руды- от Риддера и Экибастуза к Иртышу . Такую же функцию выполняла и
Спасская железная дорога в Центральном Казахстане.
В 1901 году было принято решение
о начале строительства железной дороги Оренбург-Ташкент. Рассматривалась
несколько вариантов трассы, восточнее западнее этого направления , но
окончательный выбор оказался самым оптимальным, и почти на всем своем
протяжении стальная магистраль прошла по территории Казахстана . Эта линия
положила начало массовому железнодорожному строительству на территории
республики. Магистраль Оренбург-Ташкент в 1904 году было открыто движение от
Оренбурга до Казалинска , чуть позже – до Ташкента , 1906 году начала
действовать вся магистраль. Первая железная дорога оживила бескрайние степи просторы
Казахстана и внесла огромный вклад в освоение природных богатств края и
развития экономики.
Сразу же после окончания
строительства встал вопрос о ее соединении с Транссибирской магистралью. Было
начато сооружение так называемой Семиреченской дороги отАрыси до Пишпека , но
оно закончилось уже в советское время.
В начале 20 века от
Транссибирской магистрали были построены несколько ответвлений, заходящих на
территорию Казахстана . Это: линия Челябинск-Троицк- Кустанай, Алтайская дорога
от Ново-Николаевска (Новосибирска ) до Семипалатинска , от Татарской до
Славгорода , Кулунды и затем позже – до Павлодара . Именно эти линии послужили
плацдармом для дальнейшего развертывания строительства железных дорог в глубь
территории Казахстана.
Известно, какое внимание
уделялось хлебу, выращиваемому на степных просторах Казахстана. И в 1920 году ,
в трудное для новой власти время , было начато строительство железной дороги
Петропавловск- Кокчетав , затем ее продлили до Курорт- Борового . В 1929 году
первые паровоз пришел на станцию Акмола- ныне столицу суверенного Казахстана .
Участок Акмолинск- Карталы - западная
часть Южно-Сибирской магистрали- был построен только в начале сороковых годов и
тогда же организована самостоятельная Карагандинская дорога с местом
расположения аппарата управления в городе Алмолинске.
Железная дорога не остановилась в
Акмолинске , она сразу же была продолжена к Караганде, к открытым в те годы
огромным запасам угля.От Караганды в 30-х годах 20 столетия железная дорога
была продлена до Балхаша к Коунрадскому медно- рудному месторождению , от
станции Нельды (Жарык)- на запад к другому богатейшему Джезказганскому
месторождению.
К началу тридцатых годов между
станциями Семипалатинск и Луговая был построен легендарный Турксиб. В 1930-м
году состояла стыковка северного и южного участков линии , и в 1931-м году
организована самостоятельная Туркестано-Сибирская железная дорога,
управленческий аппарат которого находился в городе Алма- Ате.
Новым важным шагом стало
железнодорожное строительство в годы освоения целинных и залежных земель. В
1954 году принимается программа строительства 3 тысячи километров узкоколейных
железных дорог на территории Северного Казахстана . Строились железные дороги и
на юге республики: от Джамбула к месторождению фосфоритов в Каратау, от Коксу к
Талдыкургану и Текели – месторождение полиметаллических руд , от
Усть-Каменогорска- к Зырьяновску и др. Логическим завершением всех этих событий
стала организация в 1958 г. Единой Казахской железной дороги.
|